Менеджмент • 21 октября 2024 • 5 мин чтения

Стили лидерства в менеджменте: какие бывают, чем различаются и как выбрать свой

Настоящий лидер может мотивировать и расставлять приоритеты и знает подход к каждому члену коллектива. Рассказываем, как правильный выбор стиля управления поможет повысить эффективность команды.

Понятие лидерства в менеджменте

Для понимания, кто такой лидер в менеджменте, разберём определения лидерства и менеджмента. Лидер — это человек, который вдохновляет группу людей и направляет их к достижению общих целей. Он обладает авторитетом, может мотивировать других людей и влиять на них. В обществе, на работе, в кругу друзей и в семье всегда есть лидер с сильным характером, к которому прислушиваются.

Менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля ресурсов (включая людей) для достижения целей компании. Менеджмент включает в себя различные функции, такие как стратегическое планирование, управление проектами, финансовый контроль и управление персоналом. Основная задача менеджмента — обеспечить эффективное использование ресурсов для достижения поставленных задач.

Лидер в системе менеджмента — это человек, который сочетает в себе качества лидера и навыки менеджера. Он не только управляет процессами и ресурсами, но и вдохновляет команду, мотивирует её на достижение целей. Такой лидер способен адаптироваться к изменениям, принимать решения и поддерживать высокую мотивацию команды.

Лидер может быть формальным и неформальным.

● Формальный лидер — это сотрудник на руководящей должности.
● Неформальный лидер — это сотрудник без руководящей должности, мнение которого считается авторитетным и который способен влиять на настроения в команде.

Кирилл Котов, бизнес-консультант, эксперт в области EdTech, основатель консалтингового агентства Growth

Лидер в системе менеджмента — это человек, на которого равняются его сотрудники. Он необязательно занимает высокую должность, но у него обычно большой опыт, экспертиза или связи. Лидера легко вычислить. Обычно он задаёт много вопросов, всем интересуется, умеет мотивировать людей вокруг себя, знает, как подтянуть показатели команды и решить проблемы. Лидер инициативен, проактивен и гибок. Он умеет организовать работу таким образом, чтобы бизнесу и сотрудникам было комфортно.

Лидер эмоционально зрелый. С коллегами и подчинёнными он общается на уровне взрослого. К примеру, если сотрудник жалуется на низкую зарплату — лидер должен попытаться объяснить, что именно влияет на зарплату и какими способами её можно повысить. Лидер упрямый, но умеет уступать. Например, когда сотрудник настаивает на решении задачи по-своему и это не особо критично, можно уступить. Если в задаче важно следовать правилам, то нужно уметь настоять и объяснить, почему правила важны.

Совершенствовать управленческие навыки и подбирать стили управления учат на «Курсе по управлению командой». За 4 месяца студенты научатся справляться с большим потоком задач, управлять командой, повышать эффективность процессов, разрешать конфликты и споры.

Классификация стилей лидерства

Классификация стилей лидерства включает пять основных типов управления.

1. Авторитарный (директивный) стиль — лидер принимает все решения самостоятельно и контролирует подчинённых. Командный дух и участие сотрудников в процессе принятия решений минимальны. Такой стиль больше подходит для структур, где важно оперативно и точно выполнять указания: силовые структуры, службы экстренного реагирования и т. д. В бизнесе авторитетный стиль может применяться в случаях, когда требуется быстрое принятие решений.

2. Демократический стиль — лидер активно вовлекает команду в процесс принятия решений. Например, руководитель проекта может организовывать регулярные собрания для обсуждения идей и предложений команды, учитывать мнения каждого и совместно принимать решения о ходе работы.

3. Либеральный стиль — лидер вмешивается в работу команды только в случае необходимости. Сотрудники могут самостоятельно принимать решения и контролировать друг друга. Например, директор может дать свободу дизайнерам в выборе стиля проекта.

4. Комбинированный стиль — лидер использует элементы различных стилей в зависимости от ситуации и потребностей команды. Например, руководитель может применять авторитарный подход в критических ситуациях и демократический стиль — в повседневной работе для стимулирования креативности и вовлечённости команды.

5. Ситуационный стиль — лидер адаптирует свой стиль управления в зависимости от конкретной ситуации, уровня подготовки сотрудников и целей команды. К примеру, менеджер может применять директивный подход к новым сотрудникам, чтобы обучить их основам работы, но переключается на более поддерживающий стиль в случае опытных членов команды, которые способны принимать самостоятельные решения.

Авторитарный стиль предполагает контроль, демократический — консенсус, либеральный — свободу

Влияние стиля лидерства на коллектив

Выбор своего стиля лидерства

Есть несколько шагов, которые помогут определиться со стилем лидерства:

1. Учитывайте специфику своей компании и то, с чем именно вы работаете. Для управления руководителями будет подходить один стиль, для управления сотрудниками на производстве — другой.
2. Изучите свою команду, уровень квалификации, мотивацию и потребности сотрудников. Разные команды могут требовать разных подходов.
3. Применяйте различные стили в своей практике и наблюдайте за результатами. Определите, что работает лучше всего для вас и вашей команды.
4. Адаптируйте свой стиль под ситуацию. Придерживаться одного стиля постоянно не всегда оправданно.

Кирилл Котов

В каждой ситуации, компании и отделе стили управления могут быть разными. Если в работе есть угроза для жизни — необходимо жёсткое руководство. К примеру, на заводе, где есть угроза безопасности, нужно требовать выполнения правил и принимать бескомпромиссные решения при их нарушении.

В креативных сферах, допустим в стартапах и маркетинге, авторитарный стиль управления не сработает. К примеру «Сбер» раньше был авторитарной компанией с жёсткими регламентами. Но когда компания выходила на рынок IT и начала привлекать специалистов из этой сферы, стиль управления в ней поменялся на более демократичный и либеральный. Сейчас у «Сбера» комфортные условия и атмосфера для молодых талантов из IT.

Демократический и либеральный стили управления подразумевают медленный рост с большим количеством ресурсов. Когда речь идёт о малом бизнесе, то лучше выбирать комбинированный стиль.

Когда речь идёт об управлении лидерами, например руководителями, нужно понимать ценности каждого из них. Например, одному важна зарплата, а другому важнее признание. Нужно найти, что на самом деле мотивирует сотрудника, который уже является лидером, и уметь с этим работать.

Совет эксперта

Кирилл Котов

В большинстве компаний можно применять ситуационный стиль лидерства. Но есть места, где он не сработает, а есть места, где сработают все стили. Настоящий лидер сможет разобраться, в каком стиле работать здесь и сейчас. Например, предпенсионеров, которые уже собираются завершать карьеру, мотивировать новыми идеями, скорее всего, не получится. Но мотивировать правильно выполнять свою работу можно.

Лидер найдёт для себя золотую середину, исходя из этого будет коммуницировать с сотрудниками. Важно не перегибать палку и не впадать в крайности. Поэтому в любой системе лидерства нужно в первую очередь думать головой и применять логику, но не игнорировать интуицию.

Статью подготовили:
Кирилл Котов
Консалтинговое агентство Growth
Основатель, бизнес-консультант, эксперт в области EdTech
Валентина Бокова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Fri Nov 15 2024 15:31:07 GMT+0300 (Moscow Standard Time)