Менеджмент  •  28 марта  2023  •  5 мин чтения

Всё идёт по плану: как разработать стратегию компании

Чтобы руководитель понимал, куда движется компания, и мог подготовиться к переменам, нужно спланировать стратегию развития. Рассказываем, как её разработать и в чём преимущества стратегического планирования.

Что такое стратегическое планирование

Представим, что предприниматель запускает бизнес: набирает команду и начинает работать. Сначала у всех много энтузиазма, но через несколько месяцев оказывается, что не всё идёт так, как задумывал руководитель. Маркетолог считает, что нужно больше денег на рекламу, а менеджер по продажам с ним не согласен, потому что не справится, если поток заказов увеличится. Собственнику приходится расставлять приоритеты на ходу, и в результате работа компании становится хаотичной. Так бывает, если у организации нет стратегического плана.

Стратегическое планирование — это процесс, во время которого руководители компании определяют видение, цели и задачи на несколько лет вперёд. В результате появляется документ, где прописано всё, что нужно для решения задач: приоритеты, сроки, ресурсы, исполнители.

Юлия Аравина
Стратегическое планирование — это возможность увидеть, куда движется компания, и понять, какие задачи стоят перед её подразделениями и конкретными сотрудниками.

Преимущества стратегического планирования

Стратегическое планирование в менеджменте — это руководство к действию, которое помогает быстро внедрять новые подходы и реагировать на изменения, например внезапное падение спроса на продукт. Вот основные преимущества стратегического планирования в бизнесе:

● Создание единого видения компании
Когда руководитель разрабатывает стратегический план, важно, чтобы о целях и задачах компании на ближайшее будущее знали все подразделения и сотрудники. Так каждый будет чувствовать свою причастность к общему делу и работать с большей мотивацией.

Юлия Аравина
Стратегическое планирование в организации помогает развивать сотрудников. При решении задач люди задаются вопросами: «Для чего это нужно? Как мои действия повлияют на компанию?» В результате сотрудники неравнодушно относятся к бизнесу, более лояльны и принимают более качественные решения.

● Возможность предупреждать изменения
Стратегическое планирование проекта или компании позволяет предусмотреть события, которые могут произойти, и подготовиться к ним. Например, руководители компании Kodak не верили, что цифровая фотография вытеснит аналоговую, и не стали переориентировать бизнес на новые направления. В результате в 2012 году корпорация была близка к банкротству. Стратегическое планирование компании помогло бы этого избежать.

● Возможность опережать конкурентов
Чтобы быть на шаг впереди, руководителю или собственнику бизнеса нужно иметь чёткое представление о том, что предстоит сделать, опираться на стратегический план.

Юлия Аравина
Стратегический план — это возможность вдохновиться и начать создавать то, о чём сегодня никто не знает и что завтра станет трендом в отрасли. Если руководство компании видит потребности аудитории, возможности и перспективы, то стратегия поможет взять первенство на рынке.

Задачи стратегического планирования

Есть четыре основные задачи, которые помогают достичь поставленных стратегических целей:

1. Сформулировать миссию и видение, то есть настоящее и будущее компании.

2. Создать определённость для сотрудников, которые будут решать задачи, чтобы достичь стратегической цели.

3. Помочь синхронизироваться менеджменту на всех уровнях, чтобы понимать, как разные подразделения будут достигать одних и тех же целей.

4. Увидеть перспективы компании и создать задел для роста. Когда руководство понимает, где бизнес находится сейчас, что будет через год и как этого можно достичь, у сотрудников появляется больше мотивации быть причастными к этому.

Умение стратегически планировать — важный навык для руководителя любого уровня. Те, кто только начинает свой путь в управлении, сначала осваивают более простые инструменты: учатся правильно ставить задачи, делегировать, давать обратную связь. Это можно сделать на бесплатной вводной части курса «Инструменты начинающего руководителя».

Виды стратегий в бизнесе

Есть несколько подходов к стратегиям развития в бизнесе, рассмотрим три самых популярных:

1. Матрица McKinsey нужна, чтобы проанализировать продукты компании, определить самые привлекательные и выстроить стратегию развития проекта. Например, усилить конкурентные преимущества, увеличить объёмы продаж или производства или вообще вывести продукт из портфеля.

Чем выше привлекательность рынка и конкурентоспособность продукта, тем больше шансов, что это направление бизнеса будет успешным

2. Матрица Ансоффа помогает оценить возможности развития бизнеса и риски, которые могут возникнуть. При таком подходе может быть четыре стратегии: проникновение на рынок, развитие рынка, развитие продукта или диверсификация. Проникновение на рынок — наименее рискованная, потому что компания может увеличить продажи только за счёт маркетинга, например разработать программу лояльности.

Диверсификация — самый рискованный вариант, так как компании нужно создать новый продукт и выйти с ним на новый рынок

3. Матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG) делит компании и продукты по темпу роста и долям рынка, которые они занимают. В результате получаются категории:

«Собаки» с низким темпом роста и низкой долей на рынке — это компании и продукты, которые занимают 2–3-е место и тянутся за остальными, потому что у них нет другого выхода. Стратегий развития может быть несколько: оставить всё как есть, если это узкоспециализированный продукт, или сократить его долю в портфеле компании.

«Знаки вопроса» с высоким темпом роста и небольшой долей рынка — компании с высоким потенциалом, но неясными перспективами. Новый продукт может «выстрелить», а может провалиться. Стратегия развития обычно направлена на сохранение текущих позиций или сокращение доли на рынке.

«Дойные коровы» с низким темпом роста и большой долей на рынке — крупные компании, холдинги и концерны. Их стратегия — сохранять или увеличивать долю на рынке.

«Звёзды» с высоким темпом роста и большой долей на рынке — компании, которые задают тренды роста в отрасли, на которые равняются другие. Обычно в этом случае рассматривают две стратегии: сохранить текущие позиции или дальше увеличивать долю на рынке.

Анализ бизнеса по матрице BCG помогает понять, на что компании стоит обратить внимание: стабильность, инновационность, объём рынка или уникальные продукты

Этапы стратегического планирования

Чтобы стратегический план работал и привёл к поставленным целям, нужно действовать по этапам:

1. Сформулировать миссию и ценности компании
Обычно миссию определяют на этапе создания организации, и часто она сформулирована как что-то недостижимое, например: «Сделать как можно больше людей счастливыми». Чтобы сделать миссию реальной, стоит сформулировать ценности: например, стремление к инновациям, поддержка клиентов, создание сообщества с партнёрами.

Юлия Аравина
Ценности — это способ объяснить всем сотрудникам, каким путём компания будет идти к своей стратегической цели.

2. Провести конкурентный анализ
Анализ конкурентов поможет сформулировать преимущества собственных продуктов, пересмотреть ценовую политику, разработать стратегию продвижения или найти новые идеи для развития бизнеса.

3. Провести SWOT-анализ
SWOT-анализ помогает выявить четыре группы факторов, которые влияют на компанию: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Например, безопасные материалы и гарантия 10 лет — сильные стороны компании, которая производит диваны, а срок изготовления больше месяца и долгая доставка — слабые. Расширение производства — возможности, а зависимость от поставщиков тканей и курса валют — угрозы.

Юлия Аравина
Любой анализ, который проводят в рамках стратегического планирования, помогает выявить сильные и слабые стороны компании, её возможности и ресурсы. Без анализа может получиться, что организация разработает стратегию, а сил и ресурсов на её реализацию не окажется.

4. Сформулировать цели
Они должны быть конкретными, измеримыми, ограниченными по времени, например: «Открыть 10 новых точек продаж в Москве к 1 декабря 2024 года».

Юлия Аравина
Сейчас в компаниях не составляют стратегии на 10 лет вперёд. Некоторые ставят цели на ближайшие пять лет, но это, скорее, стратегия-мечта. Сегодня оптимальный срок планирования для бизнеса — один год.

Как выбрать правильную стратегию для организации

Чтобы стратегия развития приближала компанию к цели, руководителям нужно выбрать подход. В зависимости от уровня руководителя задачи могут различаться. Например, для руководителя департамента или отдела важно грамотно провести SWOT-анализ, чтобы понимать, какие ресурсы есть для достижения цели.

Юлия Аравина
Руководителям среднего звена важно синхронизироваться с топ-менеджментом, чтобы понимать, как будет развиваться бизнес. Например, на случай, если директор маркетингового отдела планирует стратегию на следующий год по одному из продуктов компании, а владелец хочет закрыть это направление.

Как реализовать стратегический план

Когда стратегия готова, переходят к её реализации. Чтобы все сотрудники, отделы и компания достигли поставленных целей, важно разбивать крупные задачи на мелкие и регулярно сверять действия всех исполнителей.

Юлия Аравина
Я проводила стратегические сессии для IT-компании, которая создаёт ПО для маркетинговой аналитики. Когда руководители прописывали стратегию на год, они опирались на тренды в отрасли, планы компании, KPIs и другие показатели, важные для каждого подразделения. При этом каждый отдел смотрел на общую стратегическую цель через призму своего SWOT-анализа. Например, директор по маркетингу понимал, что для продвижения ему нужны дополнительные ресурсы и сотрудники. Затем руководители одного уровня синхронизировались между собой, чтобы точно понимать, что они движутся к одной глобальной цели. На следующем этапе задачи декомпозировали до уровня линейных сотрудников и через определённое время, например через 3–6 месяцев, снова сверялись.

Синхронизация в решении задач помогает сотрудникам понимать, что они вносят свой вклад в стратегию компании, почувствовать свою ценность, вовремя заметить несоответствия в плане и изменить ситуацию.

Совет эксперта

Юлия Аравина
В последнее время часто слышу, что из-за внешней неопределённости нельзя стратегически планировать. Это большая ошибка. Именно во времена неопределённости жизненно важно формировать ясность для сотрудников компании, напоминать им, на основе каких ориентиров нужно принимать решения. Неопределённость — это в том числе окно возможностей для того, чтобы создавать тренды, поэтому не нужно бояться планировать.

Статью подготовили:

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Sep 25 2024 09:57:55 GMT+0300 (Moscow Standard Time)