Дизайн   •  13 декабря  2022  •  5 мин чтения

Виды шрифтов: как выбрать лучший вариант для дизайна

Шрифт — не просто набор букв, а важный элемент дизайна. Он формирует стиль и влияет на восприятие информации. Разберём, как выбрать шрифт для проекта и не прогадать.

Шрифты и гарнитуры

Шрифт в графическом дизайне — это набор символов, которые связаны между собой единым оформлением. Гарнитура — семейство шрифтов, схожих по стилю и различающихся по начертанию. Начертание может быть тонким, курсивным, жирным, широким, узким. Например, Times New Roman — это гарнитура, в которой шрифты с начертаниями Times New Roman Regular, Times New Roman Italic, Times New Roman Bold.

Часто эти понятия смешивают и гарнитуру называют шрифтом. Дизайнерам и типографам советуем использовать термины правильно, это поможет избежать недопонимания с коллегами и заказчиками.

Характеристики шрифтов

У классификации шрифтов есть базовый и профессиональный уровни. Единого разделения не существует, каждый шрифт уникален, и постоянно создаются новые вариации. В основных характеристиках шрифтов важны следующие детали.
Засечки

Засечки — короткие перпендикулярные штрихи на концах букв. По этому критерию шрифты делятся на:

● Гарнитуры с засечками — Times New Roman, Garamond, Georgia.

● Без засечек — Arial, Montserrat, Verdana.

На профессиональном уровне есть разделение на шрифты со скруглёнными, острыми, асимметричными засечками.

В шрифте Wremena типограф Роман Горницкий использовал острые засечки
Бывают шрифты с засечками на части литер и без засечек на другой части набора, например Demi Serif.
Контрастность
Контрастность — разница между горизонтальными и вертикальными штрихами. Различают с высоким и низким контрастом. Чем больше разница в штрихах букв, тем контрастнее шрифт.
TT Espina сочетают тонкие и жирные штрихи — это говорит о высоком контрасте. Обратите внимание на буквы A, N, E, T. Шрифт: TypeType
Helvetica — низкоконтрастная гарнитура. В шрифтах разница между штрихами практически одинаковая
Контрастность важна для печати. Для высококонтрастных шрифтов нужно подбирать качественные материалы и использовать средний или большой кегль, иначе на печати тонкие штрихи не будут заметны. Для текста, набранного мелким кеглем, шрифт должен быть низкого контраста.
Насыщенность

Насыщенность определяется толщиной букв. Эту характеристику проще всего описать через начертания:

● Сверхсветлые — Ultra Light, Extra Light, Thin.

● Светлые — Light.

● Нормальные — Book, Regular, Roman.

● Полужирные — Medium, Demi Bold, Semibold.

● Жирные — Bold, Heavy.

● Сверхжирные — Extra Bold, Black, Ultra Bold.

Соотношение ширины и высоты знаков
По этому признаку шрифты варьируются от узких до широких. Нагляднее всего их оценивать по букве О. Если она вытянутая, то это узкий шрифт, если, наоборот, более круглая, то широкий.

Выбор вида шрифта относительно ширины и высоты зависит от текстовых форматов и площади полосы набора.

В гарнитуре Oswald все буквы вытянутые. Обычно такие шрифты используют, когда нужно вместить много текста в ограниченный формат, например буклет, брошюру, визитку
Соотношение прописных и строчных букв

Разницу между заглавными и маленькими буквами стоит учитывать при выборе носителя, на котором будет размещён текст. Если дизайнер делает рекламный баннер, то перепад между высотами знаков не должен быть большим. Так типографика будет смотреться целостно, а зрителю легче читать информацию.

Для набора небольшим кеглем лучше выбрать шрифты с низкими строчными буквами, чтобы выносные элементы были заметными и ускоряли чтение.

Апертура
Апертура — «открытость» знака, проще всего её оценить по букве С. Параметр показывает, насколько удобнее читать текст. Чем апертура больше, тем комфортнее.
Если С приближена к кругу, то апертура маленькая, если приближена к полукругу, то апертура большая
Материал по теме:
Типографика: какие задачи в дизайне решает

Основные виды шрифтов в дизайне

По внешнему виду и правилам построения букв принято выделять пять видов шрифтов: антиквы, гротески, брусковые, рукописные и акцидентные.
Антиквы
Антиква — шрифты с засечками, которые больше всего подходят для оформления печатных изданий, в особенности книг, журналов, документов. Благодаря засечкам выстраивается строка, контрастность помогает различать буквы.
Антикву используют люксовые бренды. Шрифты выглядят изящно, утончённо, аккуратно и дорого
Антиквенные шрифты бывают старого, переходного и нового стиля.
Для старого характерен умеренный контраст, несимметричные засечки, наклонные оси круглых знаков и большая апертура. Шрифт: Cormorant Garamond Regular
Для переходного — большой контраст, симметричные засечки, вертикальные оси круглых знаков и маленькая апертура. Шрифт: Times New Roman Regular
Для нового стиля — большой контраст, плоские засечки, вертикальные оси и маленькая апертура. Шрифт: Bodoni Book
Брусковые
Эти шрифты напоминают антикву, но они не имеют яркого контраста между штрихами. Вместо аккуратных засечек грубые и тяжёлые. Их используют как для книжного набора, так и для рекламных решений.
У TT Rationalist заметны массивные, мощные, широкие засечки. Шрифт: TypeType
Брусковые шрифты хорошо подчёркивают брутальный характер, поэтому их любят бренды автомобилей, техники, мужской парфюмерии
Гротески, или рубленые
Гротески — неконтрастные шрифты без засечек. Изначально их создали в противовес антикве и использовали как декоративные, чтобы привлечь внимание в рекламных объявлениях. Со временем они стали самостоятельными и теперь используются повсеместно.

Рублеными шрифтами набирают детские книги — это определено государственным стандартом и санитарными нормами. В них нет отвлекающих элементов, поэтому ребёнку легко читать буквы.

Гротески часто используются в интерфейсах: приложениях, сайтах, лендингах, играх. Дизайнеры советуют использовать шрифты без засечек для читабельности цифровых проектов, потому что электронный формат чтения значительно отличается от печатного. Он требует упрощения, быстрого получения информации, удобства восприятия, низкой зрительной нагрузки.

Компании выбирают гротески, чтобы показать или неформальность и близость в общении, как Netflix, или технологичность бренда, как Google, Facebook и Revolut
Гротески делятся на статические, динамические и геометрические.
У статических гротесков маленькая апертура, низкая контрастность штрихов, закрытая форма. Шрифт: Helvetica Regular
У динамических встречаются острые срезы у оснований литер, большая апертура. Шрифт: Ubuntu Regular
Геометрические гротески похожи на фигуры, они могут быть с острыми элементами, как у треугольника, или плавными, как у круга. Шрифт: Futura Book
Рукописные
Название этой группы шрифтов говорит само за себя. Обычно их используют в оформлении обложек альбомов и мемуаров, пригласительных, дипломов. Рукописные шрифты тяжело читать, поэтому ими выделяют лишь несколько элементов, на которых хотят сделать акцент.
Для рукописных шрифтов характерны неформальные формы литер, которые имитируют почерк от руки. Шрифт Tangley: Александр Смирнов
Акцидентные, или декоративные
К этой группе относятся шрифты, основная задача которых — привлечь внимание. Они яркие, причудливые, броские. Встречаются в рекламных заголовках и на обложках журналов.
Вдохновением для акцидентного шрифта может послужить что угодно. Шрифт: Craf Tena

Популярные шрифты для дизайна

Понятие популярности относительно. Популярный шрифт — это тот, который часто используют или часто покупают, или тот, который любят читатели или дизайнеры?

Каждый шрифт и имеет свой характер, и полностью раскрывается в контексте. В данном случае «контекст» — это продукция, для которой он используется, её аудитория, физические или виртуальные носители, общий дизайн. Если правильно использовать даже простой шрифт, можно сделать интересные проекты.

Проект «Дизайн-выходные» намеренно использует во всех своих материалах бесплатный популярный шрифт Arial, чтобы подчеркнуть доступность мероприятия для широкой аудитории
Если небольшой бренд начинает использовать шрифт крупного и уже известного, то с большей вероятностью это будет походить на копирование. Дизайнер определяет грань между шаблонностью и уникальностью. Всё зависит от задачи и того, как преподнести идею.

Как выбрать правильный шрифт

Чтобы подобрать шрифты для дизайна, нужно оценить несколько факторов:

● тематику и стиль продукта;

● целевую аудиторию;

● эмоциональную составляющую;

● носитель (печать или веб);

● технологию производства.

Для печати книг и журналов подойдёт антиква, для заголовков и рекламных баннеров — акцидентные шрифты, для интерфейсов — гротески. Это общие правила для выбора шрифтов. Важно учитывать задачи, которые стоят перед дизайнером.

Шрифты передают настроение, у каждого из них своя интонация: строгие и дерзкие, геометрические и пластичные, статические и динамические. Дизайнер должен подумать над тем, какие эмоции хочет вызвать с помощью шрифта, соответствует ли выбор имиджу бренда, поведению его аудитории.

Иногда шрифт может испортить впечатление о бренде. Представим, что автомобильный бренд Nissan, в основе которого лежат идеи инновационности, элегантности, современности, заменяет шрифт логотипа на Lobster, который дизайнеры используют для иллюстрирования развлекательного контента.

Вместо серьёзности и качества на первое место выходит комизм. Клиенты вряд ли будут доверять такому бренду
Для детей и пожилых людей лучше выбирать читабельные шрифты с меньшей контрастностью. Для подростков и взрослых выбор обширнее, можно даже попробовать леттеринг.

Что касается технологического аспекта, то дизайнеру всегда нужно смотреть, как шрифт отображается на носителе, выглядит на печати или при разных расширениях интерфейсов. Здесь помогает только практика. Когда шрифт будет выбран, лучше сразу посмотреть его отображение, чтобы потом не пришлось переделывать весь проект.

При выборе веб-шрифтов стоит учитывать, отхинтованные они вручную или нет. Эту информацию можно узнать у магазинов, где приобретается лицензия на шрифт, например Paratype, type.today, Студии Артемия Лебедева, TypeType.

Хинтинг — процесс, когда контуры букв шрифта подгоняются под пиксельную сетку
Правила сочетаемости шрифтов

Как таковых правил не существует, подбор шрифта — творческий процесс. Вот базовые рекомендации для тех, кто хочет поиграть со шрифтами и не проиграть:

Выбрать контрастные друг другу шрифты. Например, гротеск или акцидент для заголовка и антикву для основного текста. Контраст должен хорошо считываться.

Не использовать много шрифтов. Это рассеивает внимание и делает проект безвкусным. Каждый шрифт выполняет определённую задачу. Обилие шрифтов может привести читателя в замешательство, поэтому двух шрифтовых пар для оформления достаточно.

Работать в рамках одной гарнитуры или одного шрифта. Использование разных начертаний или вариаций кеглей, разрядки, интерлиньяжа придаёт работе лаконичность и сдержанность.

Можно сочетать шрифты одной словолитни или автора, тренировать насмотренность, вдохновляться работами других дизайнеров, формировать свою коллекцию шрифтовых пар.

Программы для работы со шрифтами

Прежде чем создавать шрифт, нужно сделать наброски, нарисовать пару букв, выработать стиль, задать систему, понять, как работают графические элементы. Рисовать можно от руки или в Adobe Illustrator.

Следующий шаг — перенос литер шрифта в программы.

Glyphs 3
Программа с простым интерфейсом, но это не значит, что она подойдёт только новичкам. В ней работают и профессиональные дизайнеры, и крупные словолитни. У неё большой спектр возможностей для создания шрифтов: векторная графика, экспорт в шрифтовые форматы, предварительный просмотр, поддержка Unicode. Единственный минус — программа доступна только на Mac OS.
В программе можно работать со шрифтами разных языков, а не только латиницей и кириллицей
Fontlab 8
Программа с базовыми инструментами, как у Glyphs 3, но в целом возможностей больше, например оптимизация метрик. Среди минусов — сложный интерфейс. Потребуется время, чтобы разобраться с функционалом.
В программе можно создавать простые и сложные шрифты, эмодзи, символы и знаки, редактировать шрифты OpenType
Robofont
Софт для профессиональных шрифтовых дизайнеров и любителей программирования. Шрифт создаётся с помощью написания кода на Python. Доступна только на Mac OS.
В программе есть несколько базовых инструментов, их можно дополнять своими наработками, написанными на Python
На последнем этапе работы корректируется оптическая сочетаемость знаков между собой. Нужно отследить, не вышли ли одни буквы широкими, а другие узкими, одной ли они высоты и наклона, как в целом смотрится строка и полоса набора, ровно ли располагаются буквы или скачут.

Совет эксперта: что почитать про шрифты

1. Эрик Шпикерманн «О шрифте». Книга написана доступным языком и подойдёт не только дизайнерам, но и редакторам, корректорам, маркетологам. Автор рассказывает о параметрах шрифтов и об эмоциях, которые они вызывают.

Купить в издательстве

2. Джеймс Феличи «Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн». Хороший старт для шрифтовых дизайнеров и типографов. В книге подробно рассказывается про базовые термины типографики и историю шрифтов.

Купить в Читай-городе

3. Александра Королькова «Живая типографика». Пособие для новичков. Автор рассматривает, как меняется шрифт с течением времени, уделяет внимание общим принципам композиции, компьютерного набора и вёрстки, шрифтовым форматам.

Читать бесплатно

4. Юрий Гордон «Книга про буквы от Аа до Яя». Книга с подробным разбором каждой буквы кириллического алфавита. Будет интересна графическим дизайнерам, создающим логотипы.

Купить в издательстве

5. Ян Чихольд «Образцы шрифтов». Большая коллекция образцовых шрифтов для вдохновения. Автор пишет про правильный подбор шрифта к задаче, шрифтовые композиции и типографику в городской среде.

Купить в издательстве

Статью подготовили:

Александр Смирнов
Яндекс Практикум
Ревьюер на курсах «Графический дизайнер» и «Коммуникационный дизайнер», шрифтовой дизайнер
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Fri Sep 27 2024 17:33:33 GMT+0300 (Moscow Standard Time)