Часто эти понятия смешивают и гарнитуру называют шрифтом. Дизайнерам и типографам советуем использовать термины правильно, это поможет избежать недопонимания с коллегами и заказчиками.
Засечки — короткие перпендикулярные штрихи на концах букв. По этому критерию шрифты делятся на:
● Гарнитуры с засечками — Times New Roman, Garamond, Georgia.
● Без засечек — Arial, Montserrat, Verdana.
На профессиональном уровне есть разделение на шрифты со скруглёнными, острыми, асимметричными засечками.
Насыщенность определяется толщиной букв. Эту характеристику проще всего описать через начертания:
● Сверхсветлые — Ultra Light, Extra Light, Thin.
● Светлые — Light.
● Нормальные — Book, Regular, Roman.
● Полужирные — Medium, Demi Bold, Semibold.
● Жирные — Bold, Heavy.
● Сверхжирные — Extra Bold, Black, Ultra Bold.
Выбор вида шрифта относительно ширины и высоты зависит от текстовых форматов и площади полосы набора.
Разницу между заглавными и маленькими буквами стоит учитывать при выборе носителя, на котором будет размещён текст. Если дизайнер делает рекламный баннер, то перепад между высотами знаков не должен быть большим. Так типографика будет смотреться целостно, а зрителю легче читать информацию.
Для набора небольшим кеглем лучше выбрать шрифты с низкими строчными буквами, чтобы выносные элементы были заметными и ускоряли чтение.
Рублеными шрифтами набирают детские книги — это определено государственным стандартом и санитарными нормами. В них нет отвлекающих элементов, поэтому ребёнку легко читать буквы.
Гротески часто используются в интерфейсах: приложениях, сайтах, лендингах, играх. Дизайнеры советуют использовать шрифты без засечек для читабельности цифровых проектов, потому что электронный формат чтения значительно отличается от печатного. Он требует упрощения, быстрого получения информации, удобства восприятия, низкой зрительной нагрузки.
Каждый шрифт и имеет свой характер, и полностью раскрывается в контексте. В данном случае «контекст» — это продукция, для которой он используется, её аудитория, физические или виртуальные носители, общий дизайн. Если правильно использовать даже простой шрифт, можно сделать интересные проекты.
Чтобы подобрать шрифты для дизайна, нужно оценить несколько факторов:
● тематику и стиль продукта;
● целевую аудиторию;
● эмоциональную составляющую;
● носитель (печать или веб);
● технологию производства.
Для печати книг и журналов подойдёт антиква, для заголовков и рекламных баннеров — акцидентные шрифты, для интерфейсов — гротески. Это общие правила для выбора шрифтов. Важно учитывать задачи, которые стоят перед дизайнером.
Шрифты передают настроение, у каждого из них своя интонация: строгие и дерзкие, геометрические и пластичные, статические и динамические. Дизайнер должен подумать над тем, какие эмоции хочет вызвать с помощью шрифта, соответствует ли выбор имиджу бренда, поведению его аудитории.
Иногда шрифт может испортить впечатление о бренде. Представим, что автомобильный бренд Nissan, в основе которого лежат идеи инновационности, элегантности, современности, заменяет шрифт логотипа на Lobster, который дизайнеры используют для иллюстрирования развлекательного контента.
Что касается технологического аспекта, то дизайнеру всегда нужно смотреть, как шрифт отображается на носителе, выглядит на печати или при разных расширениях интерфейсов. Здесь помогает только практика. Когда шрифт будет выбран, лучше сразу посмотреть его отображение, чтобы потом не пришлось переделывать весь проект.
При выборе веб-шрифтов стоит учитывать, отхинтованные они вручную или нет. Эту информацию можно узнать у магазинов, где приобретается лицензия на шрифт, например Paratype, type.today, Студии Артемия Лебедева, TypeType.
Как таковых правил не существует, подбор шрифта — творческий процесс. Вот базовые рекомендации для тех, кто хочет поиграть со шрифтами и не проиграть:
● Выбрать контрастные друг другу шрифты. Например, гротеск или акцидент для заголовка и антикву для основного текста. Контраст должен хорошо считываться.
● Не использовать много шрифтов. Это рассеивает внимание и делает проект безвкусным. Каждый шрифт выполняет определённую задачу. Обилие шрифтов может привести читателя в замешательство, поэтому двух шрифтовых пар для оформления достаточно.
● Работать в рамках одной гарнитуры или одного шрифта. Использование разных начертаний или вариаций кеглей, разрядки, интерлиньяжа придаёт работе лаконичность и сдержанность.
Можно сочетать шрифты одной словолитни или автора, тренировать насмотренность, вдохновляться работами других дизайнеров, формировать свою коллекцию шрифтовых пар.
Следующий шаг — перенос литер шрифта в программы.
1. Эрик Шпикерманн «О шрифте». Книга написана доступным языком и подойдёт не только дизайнерам, но и редакторам, корректорам, маркетологам. Автор рассказывает о параметрах шрифтов и об эмоциях, которые они вызывают.
Купить в издательстве
2. Джеймс Феличи «Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн». Хороший старт для шрифтовых дизайнеров и типографов. В книге подробно рассказывается про базовые термины типографики и историю шрифтов.
Купить в Читай-городе
3. Александра Королькова «Живая типографика». Пособие для новичков. Автор рассматривает, как меняется шрифт с течением времени, уделяет внимание общим принципам композиции, компьютерного набора и вёрстки, шрифтовым форматам.
Читать бесплатно
4. Юрий Гордон «Книга про буквы от Аа до Яя». Книга с подробным разбором каждой буквы кириллического алфавита. Будет интересна графическим дизайнерам, создающим логотипы.
Купить в издательстве
5. Ян Чихольд «Образцы шрифтов». Большая коллекция образцовых шрифтов для вдохновения. Автор пишет про правильный подбор шрифта к задаче, шрифтовые композиции и типографику в городской среде.
Купить в издательстве
Читать также: