Маркетинг • 25 марта 2025 • 5 мин чтения

Что такое CPC в рекламе: для чего используют показатель и как его рассчитать

Рассказываем начинающим маркетологам, что такое стоимость клика и как использовать эту метрику для оценки эффективности рекламных кампаний.

Что такое CPC и зачем он нужен

CPC, или Cost Per Click, то есть стоимость клика, — это максимально базовая, верхнеуровневая метрика в performance-маркетинге. Она показывает, сколько стоит переход одного пользователя по рекламному объявлению, позволяет оценить эффективность объявления и кампании и прогнозировать общий бюджет конкретной маркетинговой активности.

CPC помогает рекламодателям:

● определять, насколько эффективно расходуется бюджет рекламной кампании;
● сравнивать различные рекламные стратегии и каналы;
● выстраивать медиаплан маркетинговых активностей и оценивать эффективность как в целом, так и по отдельности.

Владислав Бочаров, Яндекс Практикум, Digital-маркетолог
СРС — это показатель, который отражает текущий расход по кликам и общий аукцион в конкретном размещении. Он выступает как операционная метрика, отражающая общую динамику размещения, и позволяет высчитывать последующие метрики маркетинговой воронки.
Это маркер экономики рекламной кампании: если мы знаем стоимость клика и конверсию на разных этапах воронки продаж, можно рассчитать, сколько в конечном итоге будут стоить конверсия, лид, клиент.

Умение использовать стоимость клика в анализе рекламы не единственный навык, который позволяет маркетологам добиваться эффективного привлечения. Научиться разбираться в необходимых инструментах и помогать бизнесу расти можно на курсе «Интернет-маркетолог». Первые уроки доступны бесплатно.

Отличие CPC от других показателей

CPC часто сравнивают с другими маркетинговыми метриками, такими как CPM (Cost Per Mille), CPA (Cost Per Acquisition) и CTR (Click-Through Rate). Но между ними есть существенные отличия.

  • CPM (стоимость тысячи показов) — показатель, отражающий стоимость тысячи показов рекламного объявления. В отличие от CPC, в этом случае рекламодатель оплачивает показы, а не за клики. CPM в основном считают в рекламных кампаниях, ориентированных на массовый охват пользователей.
  • CPA (стоимость события) — определяет стоимость целевого действия пользователя, например регистрации или оформления заявки. Показатель CPA более ориентирован на результат, а CPC нацелен на привлечение трафика.
  • CTR (коэффициент кликабельности) — это доля кликов по объявлению, рассчитанная от общего числа показов. Показатель позволяет оценить, насколько привлекательным является объявление, но не отражает его стоимости. Как правило, чем выше CTR, тем ниже цена клика.
  • Владислав Бочаров
    CPC, CPM и CPA — это разные модели оплаты трафика. Они позволяют выбрать, как мы покупаем трафик: за клики, за показы или за конверсии. В ходе жизненного цикла нашей рекламной кампании модели оплаты могут меняться в зависимости от целей и потребностей маркетолога.
    Например, маркетолог только запускает рекламную кампанию и не уверен в том, правильно ли он настроился на аудиторию, целевая ли она, интересно ли ей будет предложение. Соответственно, будет выгоднее запуститься за клики: если промахнуться с аудиторией, компания не потеряет деньги, а просто получит мало кликов.
    Если же маркетолог правильно настроился на аудиторию и она действительно целевая, будет много переходов. В этом случае выгоднее платить не за клики, а за показы: они всегда дешевле в разрезе одного пользователя. Оплачивая показы, получится снизить стоимость клика.

    Как рассчитывается CPC

    Чтобы рассчитать CPC, понадобится знать общую сумму расходов на рекламу в рамках конкретной кампании и количество кликов по объявлению. Формула довольно проста:

    Например, компания потратила 5000 рублей и получила 1000 кликов.
    CPC = 5000 рублей / 1000 кликов = 5 рублей за клик. Столько рекламодатель потратил на привлечение одного посетителя.

    В любом рекламном кабинете CPC рассчитывается автоматически. Источник: личный архив эксперта

    Важно учитывать, что CPC рассчитывается всегда постфактум: нельзя заранее со стопроцентной точностью сказать, какой будет цена клика в текущей рекламной кампании. Исключением выступает стратегия с ручным управлением ставками, но она постепенно выводится рекламными площадками из использования.

    Владислав Бочаров
    В рамках одной рекламной кампании CPC постоянно меняется в зависимости от сезонности и настроек параметров (за исключением стратегий с ручным управлением ставками). Важно постоянно отслеживать CPC, чтобы понимать, выгодно ли продолжать рекламу по такой стоимости, потому что наша юнит-экономика может не позволить по определённой стоимости закупать трафик.
    Например, в высокий сезон стоимость клика в премиальном сегменте может доходить до 1000 рублей и более. Это огромная цифра: представьте, если только клик стоит 1000 рублей, то сколько будет стоить последующий лид и покупатель?

    Какие факторы влияют на CPC

    Перечислим основные факторы, которые способны повлиять на стоимость клика. 

    • Конкуренция в отрасли. Чем выше конкуренция, тем выше рекламный аукцион и CPC. Условно говоря, в области садоводства средняя стоимость клика может составлять 30 рублей, а в фешен-индустрии — 50 рублей. Кто-то может играть на повышенных ставках специально, чтобы пытаться выкупить большую часть трафика. Здесь множество факторов, это тема для отдельной статьи. 
    • Качество рекламного объявления и целевой страницы. Например, Яндекс Реклама использует систему аукциона, при которой учитываются качество объявления и его релевантность. Высокое качество позволяет сократить стоимость клика. 
    • Инструмент, который использует маркетолог, и нюансы его настройки. Для контекстной рекламы в первую очередь важна семантика, для таргетной — точная настройка аудитории.

    Кроме того, сезонность и изменения в потребительском поведении также могут влиять на CPC. Например, перед Новым годом и другими календарными праздниками люди чаще совершают покупки, и конкуренция за рекламное пространство возрастает — растут ставки аукциона и, как следствие, цена клика.

    Владислав Бочаров
    Один из вариантов снизить СРС — изменять настройки рекламной кампании, а также корректировать и дорабатывать объявление. Например, если мы говорим про контекстную рекламу, важно сформировать семантическое ядро так, чтобы не показываться по более дорогим высокочастотным ключам, а крутиться по среднечастотным и низкочастотным.

    Преимущества и недостатки CPC

    Коэффициент сам по себе — это данность, одна из базовых метрик любой рекламной кампании. CPC позволяет рекламодателям оплачивать только ту часть аудитории, которой интересен ваш продукт и которая переходит по объявлению. Это выгодно отражается на рекламном бюджете: не нужно платить за показы, которые не привели к переходу на сайт.

    Но у CPC как модели оплаты есть свои недостатки. Например, CPC не учитывает конверсии, а значит, не гарантирует качество трафика. Высокий CPC не всегда следует воспринимать как негативный результат, особенно в совокупности с высоким уровнем конверсии: возможно, это просто дорогая ниша.

    Совет эксперта

    Владислав Бочаров
    В среде маркетологов существует стереотип: чем ниже стоимость клика, тем лучше. С одной стороны, это действительно так, и мы должны стремиться к тому, чтобы её оптимизировать (снижать). С другой стороны, не всегда дешёвый клик равен качественному трафику.
    Важно анализировать качество трафика: не стоит гнаться только за бесконечным снижением стоимости клика. Условно говоря, может быть, что, покупая трафик не за 25 рублей, а за 35 рублей, компания получит больше конверсий в воронке.
    Статью подготовили:
    Владислав Бочаров
    Яндекс Практикум
    Digital-маркетолог
    Мария Вихрева
    Яндекс Практикум
    Редактор
    Полина Овчинникова
    Яндекс Практикум
    Иллюстратор

    Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

    Поделиться
    Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
    Mon Apr 14 2025 11:43:52 GMT+0300 (Moscow Standard Time)