Себестоимость продукции включает стоимость материалов, зарплату сотрудников, которые участвуют в производственном цикле, оплату перевозок и хранения на складе и другие расходы, которые несёт компания при производстве. Цена готового продукта для клиента состоит из себестоимости и маржинальности — прибыли компании.
Студенты курса «Финансовый менеджмент» изучают разные подходы к расчёту себестоимости и как сфера деятельности компании влияет на её структуру.
Себестоимость товаров и услуг отличается. До продажи товара расходы на его производство копятся на балансе компании, в отличие от расходов на оказание услуги. Разберём подробнее:
● Себестоимость товара
У некоторых товаров может быть длительный и сложный процесс изготовления. Например, в нефтехимической отрасли из одного сырья производят несколько компонентов. Потом их соединяют с другими компонентами и получают продукт для продажи. В подобном многоэтапном производстве обычно рассчитывают себестоимость отдельных компонентов, а потом готовой продукции.
Допустим, компания производит товары, перевозит их на склады в нескольких регионах и только после этого продаёт. При этом товар не обязательно продадут сразу. А значит после производства появляются затраты на перевозку и хранение товаров, что увеличивает себестоимость. Если вырастут цены на бензин — перевозка товаров подорожает. Поэтому себестоимость зависит ещё и от расположения производства и места хранения готовой продукции. При продаже всегда определяют цену в привязке к конкретной локации — порту, городу, определённой складской базе. Себестоимость товара везде будет разной.
● Себестоимость услуги
Обычно рассчитывают в период её реализации. Например, компания внедрила новое ПО в работу библиотеки. Лицензию на ПО приобрёл заказчик услуги. А внедрением занимался один сотрудник со стороны компании-исполнителя в течение недели. После завершения работ представители заказчика подписали акт оказанных услуг. В отчёте отразили расход на стоимость этой услуги. В следующем месяце заказчик оплатил счёт. В начале следующего месяца сотрудник исполнителя получит зарплату, которая и будет равна себестоимости оказанной библиотеке услуги.
Бывает, что услуга длительная и включает в себя закупку и переработку сырья и материалов. В этом случае её чаще всего рассчитывают этапами. Например, сразу рассчитать себестоимость строительства здания сложно: в процессе могут измениться цены на материалы, зарплата рабочих или потребуется оплатить экспертизу. Поэтому услугу разбивают на этапы и рассчитывают себестоимость каждого.
Есть несколько видов калькуляции себестоимости:
● Плановая
Рассчитывается на основе прогнозов и экспертных оценок. Например, ожидаемые цены на материалы, зарплаты сотрудников производства и тарифы транспортных компаний. Этот вид себестоимости используют при подготовке финансовых планов на определённый период и расчёте цены на товар или услугу. Как правило, совпадает с нормативной, если план-прогноз не отклоняется от нормативов.
● Нормативная
Такую себестоимость рассчитывают на основе стандартных показателей и заранее определённых нормативов для каждой статьи расходов. Например, стандартного количества рабочих часов, которые нужны для производства товара, и тарифов для почасовой оплаты труда.
● Отчётная
Себестоимость, которую рассчитывают после производства продукта по фактическим затратам. Обычно это делают в конце отчётного периода — месяца, квартала, полугодия, года. Потом фактические затраты сравнивают с нормативными или плановыми.
В процессе производства могут произойти форс-мажоры, например поставщик увеличит цены на материалы, фуры с товаром простоят на границе, а сотрудники потратят больше времени на производство, чем было запланировано. Тогда себестоимость возрастёт, а маржинальность компании уменьшится при той же самой цене продажи.
При сравнении планов и фактических результатов в отчётах можно найти, с какой статьёй расходов что-то пошло не так, и принять управленческие решения: найти нового поставщика, поменять транспортную компанию или приобрести новое оборудование на производство, чтобы ускорить работу сотрудников.
Элементы затрат — это ресурсы, которые используются для производства, например труд, оборудование, внешние сервисы, материалы. Статьи затрат — это функциональные направления, затраты на определенные процессы, типовые операции, которые у каждой компании разные. Поэтому набор статей может различаться. Другими словами, элементы — это стоимость потраченных ресурсов, а статьи — на какие процессы, этапы и задачи эти ресурсы потрачены.
Например, в большинстве производств типовые затраты — это техническое обслуживание и ремонты, инспекции, обслуживание оборудования, охрана, аренда, уборка, доставка, хранение. Если процесс происходит внутри компании, его можно разбить на элементы: в этом случае понятно, какие ресурсы используются. Если процесс на стороне внешней компании-подрядчика или товар поставляется поставщиком, услуга относится к определённой статье и тарифицируется по определённой расценке. Это будут затраты на сторонние профессиональные услуги или затраты на сырьё и материалы, которые производятся сторонними поставщиками. В этом случае процесс возможно разбить на элементы, если знать реальную себестоимость товара или услуги. Для этого можно запросить информацию у поставщика или подрядчика на этапе тендера. По факту такие услуги и товары в учёте компании проходят по цене договора на их получение.
К материалам относится то, что нужно для производства товара или оказания услуги. Например, древесина, металл и ткани для производства мягкой мебели, лекарства и одноразовые перчатки для оказания медицинских услуг, сетевые кабели для подключения интернета.
В персонал обычно включают заработную плату, обязательные отчисления налогов и страховых взносов, расходы на обучение сотрудников, которые включены в себестоимость товара.
К «зданиям и оборудованию» относят, например, расходы на аренду помещений для офисов и амортизацию серверов. Амортизация — это перенос по частям стоимости уже приобретённых активов в себестоимость продукции. То есть покупка серверов не входит в себестоимость производимых товаров или оказываемых услуг, а формирует стоимость актива компании. Эту стоимость разбивают на части по мере использования (расходования) актива, которые постепенно включают в себестоимость в определённом периоде (когда происходило производство с использованием актива).
В прочие профессиональные услуги включают всё, для чего компания нанимает сторонние организации (на англ. third-party services). Например, затраты на услуги транспортных компаний для доставки материалов на производство или товаров с производственной площадки в магазин.
В зависимости от деятельности у компаний будут разные комбинации статей и разные уровни их детализации. Например, «Персонал» — верхнеуровневая статья расхода. Если компания привлекает к выполнению задач своих сотрудников и специалистов на аутсорсе, статью могут разделить на основной персонал и привлечение сторонних исполнителей.
Допустим, компания создаёт корпоративное ПО, то есть ничего не производит, а только оказывает услуги. При этом все сотрудники работают удалённо. Значит, в себестоимость услуг не нужно включать материалы или аренду помещений.
Себестоимость услуги или продукта нужно планировать, чтобы оценить реальную прибыльность компании и иметь возможность управлять ею. Основные цели расчёта себестоимости:
1. Определять цену
Себестоимость влияет на ценообразование. Итоговая цена на товар или услугу должна покрывать расходы на их производство и реализацию и включать прогнозируемую прибыль. Понимание себестоимости помогает также сохранить конкурентоспособность на рынке: не завышать и не занижать цены, чтобы оставаться примерно на одном уровне с другими предложениями.
2. Контролировать расходы
Постатейный расчёт себестоимости нужен, чтобы отслеживать, какие расходы можно снизить. Например, стоимость материалов составляет большую часть расходов на производство товара. В этом случае можно сравнить предложения разных поставщиков и выбрать наиболее выгодное, исходя из характеристик материалов.
3. Оценивать эффективность
Сравнение запланированной себестоимости с фактическими показателями затрат и прибыли помогает понять, какие направления бизнеса окупаются, а какие — нет. И что в них можно улучшить. Например, компания может перестать производить товар, который не пользуется популярностью у покупателей, но требует значительных вложений для производства. Или отказаться от доставки крупногабаритных товаров по всей стране, потому что спрос на них в других регионах не покрывает расходы на логистику. Также можно сравнить затраты с аналогичными затратами конкурентов, чтобы понять, в каких направлениях возможны оптимизации затрат. Для этого часто привлекают внешних консультантов.
К внутренним факторам относят, например, штатную структуру сотрудников, виды оборудования и материалов, организацию производственных процессов.
Найм высококвалифицированных специалистов и закупка дорогого сырья повышает себестоимость товаров или услуг. А автоматизация рабочих процессов, наоборот, может её снизить. Например, автоматизация финансового учёта помогает экономить время и силы сотрудников.
К внешним факторам, влияющим на себестоимость, относят уровень инфляции, уровень цен ресурсов — зарплату работников, стоимость оборудования и материалов, курсы валют, процентные ставки, политическую обстановку, состояние рынка и предпочтения покупателей.
Инфляция и курсы валют влияют на цену импортных материалов, нестабильная ситуация в регионе может осложнить логистику и увеличить расходы на неё, а высокая конкуренция вынуждает искать способы уменьшить себестоимость, чтобы снизить цены.
В компаниях с большими объёмами производства и сложными процессами, например из нефтехимической промышленности, используют сложные методики для расчёта себестоимости. Но базовая формула выглядит так.
Если нужно рассчитать плановую себестоимость, можно использовать один из двух способов калькуляции затрат:
● по регламентированным в компании нормативам;
● по фактическим данным за прошлый отчётный период.
Разберём на примере расчёт себестоимости:
В электроэнергетике есть технический норматив для энергогенерирующего оборудования — сколько грамм топлива требуется на выработку 1 кВтч. На основе цены за 1 грамм топлива можно определить прямую себестоимость 1 кВтч.
По нормативам часть электроэнергии теряется при передаче, а часть расходуется на самом энергогенерирующем оборудовании. Поэтому прямая себестоимость корректируется с учётом этих потерь.
Также рассчитываются затраты на поддержание работы оборудования, например на технические осмотры, ремонты, персонал и материалы, которые расходуются в ходе производства.
Сумма всех затрат периода делится на выработанный объём электричества, который сдается в общую сеть, так формируют полную себестоимость 1 кВтч электроэнергии.
Снижение себестоимости — один из способов увеличить прибыль компании и сохранить рентабельность в условиях неопределённости. Чтобы снизить себестоимость, нужно сократить издержки и увеличить производительность труда. Вот как это можно сделать:
✅ Оптимизировать процессы
Производство, приём заказов, отгрузка товаров, взаимодействие с клиентами, документооборот — всё это внутренние процессы в компании. С развитием бизнеса их становится больше, и они требуют всё больше ресурсов. Например, из-за большого количества заказов компания нанимает больше менеджеров, чтобы их принимать и вести.
Большинство процессов можно оптимизировать с целью снижения себестоимости продукта или услуги. Для этого их нужно сначала изучить, стандартизировать, найти частые проблемы и устранить их. Например, сократить время подготовки документов, исключив из процесса лишние этапы — согласования с сотрудниками, с работой которых они не связаны. Это ускорит процесс и увеличит общую производительность.
✅ Перераспределить ресурсы
Например, компания разрабатывает и внедряет корпоративное ПО. Из-за нестабильного потока клиентов некоторых специалистов редко привлекают к работе. В этом случае нет смысла нанимать их в штат на фиксированную зарплату, лучше ― привлекать попроектно.
✅ Снизить расходы
Себестоимость можно снизить за счёт уменьшения расходов на материалы или услуги сторонних организаций. Например, найти поставщиков сырья или транспортную компанию с более низкими ценами. Однако важно, чтобы смена поставщиков не влияла на качество товаров или услуг, иначе спрос на них упадёт.
Компания, которая производит паркетные полы, сменила поставщика древесины. Но сырьё оказалось неоднородным: разного возраста и происхождения. Из-за этого паркетные доски неравномерно просушатся и прокрасятся. Готовый продукт будет отличаться по цвету, а после укладки скрипеть.
✅ Внедрить новые технологии
Программы для автоматизации процессов, например CRM и ERP-системы и роботы для сборки и отгрузки товаров на производстве, могут ускорить работу и снизить трудозатраты. Сотрудники будут быстрее справляться с рабочими задачами, что увеличит общую производительность и снизит себестоимость единицы товара или услуги: на тот же объём выпуска будет требоваться меньше времени и людей. Аналогично современные технологии могут снижать нормативы потребления сырья, уменьшать потери при производстве, снижать потребности в других ресурсах, например машинах или внешних сервисах.
Если внутренние процессы компании предполагают сбор большого количества данных, например о заказах и поставках, — с ручным вводом возникают риски ошибок и неточностей. С помощью автоматизации можно снизить эти риски и выстроить учёт фактических затрат. Это поможет управлять ими: находить способы снижать издержки и увеличивать прибыль.
Читать также: