Маркетинг • 17 сентября 2024 • 5 мин чтения

Как зарабатывать на блоге: способы монетизации

Объясняем, как новичку завести блог в интернете и начать зарабатывать на нём деньги. А также рассказываем, какие блоги интересны аудитории и как авторам легализовать свой доход.

Как можно вести блог

Блог — это страница в соцсети или отдельный сайт в интернете, где автор публикует свой контент. Формат может быть разный — например, тексты, фотографии или видео. Чем более уникальный и интересный контент создаёт автор, тем более привлекателен блог для аудитории, что позволяет начать на нём зарабатывать.

Блогинг — довольно популярное занятие, в том числе в России. По данным Brand Analytics, весной 2024 года в соцсетях было более 69 млн активных авторов, которые опубликовали свыше 1,9 млрд постов.

Разберёмся, как новичку завести блог в интернете и заработать на нём. Есть два основных пути:

  • Аудитория → площадка. Автор сначала решает, что и кому он хочет рассказывать, а потом определяет, где и как ему комфортно это делать.
  • Площадка → тематика. В этом случае блогер сперва выбирает формат и площадку, а потом решает, о чём рассказывать пользователям.

«ВК», «Одноклассники» и Instagram (запрещён в РФ) подходят для любого типа контента. В Дзене хорошо заходят как тексты, так и видео, в телеграме — в основном тексты, на YouTube и Rutube — видео, а в Pinterest — фото

Вне зависимости от выбранной площадки следующие шаги по ведению блога с целью заработать будут такими:

  • Создание контента. Пользователи ценят личный опыт и уникальный контент. К примеру, есть много авторов, которые делятся рецептами блюд, но новичок всё равно может найти свою аудиторию, если расскажет о собственных способах приготовления еды и лайфхаках.
  • Разнообразие визуала. Люди привыкли рассматривать контент быстро, поэтому важно привлечь их внимание. К текстам стоит добавлять изображения, к фотографиям — инфографику, а к видео — анимацию.
  • Продвижение блога. Для этого можно как использовать прямую рекламу, так и сотрудничать с другими блогерами. Чем более популярный блог, тем больше денег автор может на нём заработать.
  • Регулярный постинг. Чтобы блог развивался, а количество подписчиков росло, важно поддерживать интерес аудитории. Для этого необходимо постоянно публиковать новые посты и экспериментировать с форматами.
  • Взаимодействие с аудиторией. Ответы на вопросы и комментарии помогут установить более тесный контакт с подписчиками, удержать их в блоге и привлечь новых читателей.
  • Анализ результатов. Важно следить за статистикой блога, чтобы понимать, какой контент наиболее популярен у аудитории.

Вести блог и зарабатывать на нём можно как самостоятельно, так и с помощью специалиста по ведению блога. По данным Anketolog, 27% авторов привлекают к работе профессионалов разных направлений.

Какие блоги интересны аудитории

Интересы пользователей разнообразны, поэтому любой, даже самый необычный автор может найти свою аудиторию и зарабатывать деньги на блоге. Возьмём для примера YouTube, где можно посмотреть обзоры доставок еды, расслабиться под спокойные лайфстайл-видео, узнать, как появились мемы, или послушать истории из Википедии.

По статистике Anketolog, в пятёрку популярных тематик блогов входят: хобби, лайфстайл, юмор, бизнес и образование. Если на заре блогерства самым востребованным был развлекательный контент, то сейчас популярность и возможность монетизации получают те, кто даёт подписчикам практические советы.

По данным опроса Pressfeed, самым популярным направлением в блогинге в последние годы стал полезный контент

Для аудитории важно, чтобы сам автор серьёзно увлекался какой-то темой. Если блогер разбирается в том, о чём рассказывает аудитории, и ему нравится то, чем он занимается, подписчики тоже проникаются интересом. Это даёт возможность развивать и монетизировать блог.

Ещё один важный момент — как подаётся контент. Автор может работать в популярной тематике, но выделяться среди других блогеров за счёт необычной подачи. Например, BadComedian выпускает видео раз в несколько месяцев, но имеет почти 6 млн подписчиков благодаря детальному разбору фильмов. А @loli_g отличается от других модных блогеров тем, что подаёт обзоры с юмором и самоиронией.

Способы заработка

Рассмотрим основные способы, как зарабатывают деньги на блоге.

  1. Размещение рекламы

Это самый распространённый способ, которым можно зарабатывать на блоге, и популярный инструмент продвижения товаров и услуг. По прогнозам «Коммерсанта», по итогам 2024 года оборот инфлюенс-маркетинга (так называют продвижение в блогах) достигнет 50 млрд рублей. Как заработать на этом: напрямую договориться со спонсором и публиковать в своём блоге рекламу его продукции. Есть два варианта оплаты такой рекламы: определённая сумма за публикацию или процент от продаж. Как правило, такой способ монетизации блога используют средние и крупные авторы, чья аудитория интересна брендам. Новички обычно начинают делать рекламу по бартеру, когда получают за неё не деньги, а товары или услуги от компаний.

Пример рекламы акции продуктового магазина в Телеграм-канале популярного блогера Влада Бумаги А4

2. Сотрудничество с партнёрскими сетями

Такой способ заработать денег на блоге подразумевает взаимодействие с рекламодателями не напрямую, а через агентство, которое берёт на себя оформление документов. В работе с партнёрскими сетями есть обязательное условие — размещение реферальной ссылки на сайт рекламодателя, по которой можно отследить эффективность рекламы. Обычно в этом случае авторы зарабатывают деньги на проценте от продаж. Такой способ монетизации подходит как для блогов-новичков, так и для популярных каналов.

В партнёрских сетях блогер сам может выбрать бренды и оферы для рекламы. Источник: Partnerkin

3. Продажа собственных товаров

Если пользователи доверяют автору и считают его экспертом в какой-то сфере, они могут стать покупателями его продукта. Тип товаров может быть разным, как, например, косметика, товары для дома или для животных. Всё зависит от тематики блога. Важно учитывать, что блогеру необходимо вложиться в производство товара, чтобы он получился качественным и стал популярным среди подписчиков. Таким способом могут заработать крупные авторы и новички, которые создают блог для продажи своих изделий.

Например, популярный бьюти-блогер Gev_mua запустил собственную линейку кистей для макияжа и продвигает их в своём Телеграм-канале

4. Продажа инфопродуктов

Такой способ заработать на блоге часто используют авторы образовательного контента. Они продают такие инфопродукты, как курсы, консультации или чек-листы. Чем популярнее блогер и масштабнее курс, тем выше доход. Например, небольшой чек-лист по сборам в роддом от блогера, который специализируется на теме семьи и детей, может стоить 200–300 рублей, а мастер-класс по макияжу от топового визажиста — 3–5 тыс. рублей.

Предметный фотограф Ксения Большакова ведёт свой блог, запустила школу и продаёт курсы по съёмке и ретуши, цена которых может достигать 30 тыс. рублей

5. Сбор донатов

Этот способ заработать основан на сборе добровольных пожертвований от подписчиков. Такой функционал предоставляет «ВК», также существуют специальные платформы для сбора донатов, например Boosty. Как правило, взамен на финансовую поддержку авторы предлагают пользователям уникальный контент блога, который не видят бесплатные подписчики. Это могут быть отдельные посты или ролики, закадровые съёмки или прямые эфиры. При этом стоимость платной подписки автор устанавливает сам. Монетизация в этом случае зависит от щедрости подписчиков и популярности блогера.

Например, минимальная подписка на канал тревел-блогера Ильи Варламова на Boosty стоит 300 рублей в месяц

6. Монетизация площадок

В этом случае автор зарабатывает деньги не на рекламе или продаже своих продуктов, а на размещении интересного контента в блоге. Платит ему площадка, но не все соцсети предоставляют такую возможность. Например, такой способ заработать доступен в Дзене, но платформа не раскрывает, как именно начисляются деньги. Известно, что они пропорционально распределяются среди авторов блогов из рекламных доходов самого Дзена. Чем больше времени проводят пользователи на канале, тем больше получают блогеры. В «ВК» также есть монетизация, но она доступна только владельцам сообществ более чем с 5 тысячами подписчиков. По данным «Известий», по итогам 2023 года совокупно авторы контента в «ВК» заработали на монетизации 5,5 млрд рублей.

Как правило, доход от монетизации блога отображается в личном кабинете автора. Источник: Дзен

Как легализовать доход от блога

Когда новичок научился зарабатывать на блоге, ему необходимо легализовать свой доход. Для этого нужно выбрать один из юридических статусов:

  • Самозанятость. Нужно зарегистрироваться как самозанятый и указывать в приложении «Мой налог» все доходы от блога. Сумма налога будет рассчитываться автоматически. Это самый простой способ легализации, который подходит блогерам с небольшим доходом.
  • Индивидуальный предприниматель. Помимо регистрации, нужно выбрать подходящую систему налогообложения. Этот вариант подходит для блогеров с более высоким доходом, а также тем, кто нанимает сотрудников, например специалиста по ведению блога.
  • Юридическое лицо. Необходимо оформить ООО или другой тип организации, открыть расчётный счёт и зарегистрировать компанию в госорганах. Такой вариант подходит крупным блогерам, которые получают большие доходы, выпускают свои продукты и сотрудничают с крупными рекламодателями.

Таким образом, чтобы легализовать доход от блога, нужно зарабатывать на нём официально и начать платить налоги. В противном случае блогер нарушит Налоговый и Уголовный кодексы РФ. Ответственность за неуплату налогов может быть как административной, так и уголовной. В первом случае блогеру могут грозить штрафы, а во втором — более серьёзные меры, вплоть до лишения свободы.

Кроме того, при размещении рекламы необходимо поставить соответствующую маркировку. Согласно закону № 347 «О рекламе», вся интернет-реклама в России должна быть промаркирована и зарегистрирована у оператора рекламных данных (ОРД). Если автор собирается зарабатывать на рекламе в блоге без маркировки, его могу оштрафовать как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), так и Роскомнадзор.

Совет эксперта

Елена Пискарёва
Как автору контента, так и специалисту по ведению блога стоит выстроить работу таким образом, чтобы создание блога приносило удовольствие. Для этого важно выбрать интересную тему и подходящий формат. Например, если человек не готов разбираться с видео, но хорошо пишет, ему лучше выбрать формат постов. Ведение блога, тем более если автор хочет начать на нём зарабатывать, занимает время, и у человека должен был стимул, чтобы тратить силы на развитие канала и создание контента. Этот стимул могут дать именно тематика и формат, с которыми автору интересно работать.
Статью подготовили:
Елена Пискарёва
Яндекс Практикум
Маркетолог, автор Телеграм-канала «Лена, у нас отмена!»
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Сочините нейробалладу или смешной гороскоп: идеи необычных подарков своими руками + бонусы от партнёров
Thu Sep 26 2024 02:57:28 GMT+0300 (Moscow Standard Time)