Команда — это группа специалистов, которые работают над общей целью, например, запуском нового продукта. Роли, обязанности и ответственность в команде распределяются, а участники обладают взаимодополняющими навыками. Задача каждого участника — выполнять свою роль и таким образом добиться совместного результата.
Например, цель команды блога Практикума — выпускать статьи, которые помогают выбрать новую профессию. Каждый участник — автор, редактор, дизайнер, эксперт, контент-менеджер — вносит свой вклад в продукт: качественную статью с проверенной информацией.
Тимлиду нужно понимать, чем команда отличается от рабочей группы, для того чтобы правильно организовать рабочие процессы и выстроить отношения с сотрудниками. В таблице — основные отличия группы и управленческой команды.
Иногда из рабочей группы можно организовать команду — если объединить участников одной целью. И наоборот, команда может превратиться в рабочую группу. Причины этого описаны в книге Патрика Ленсиони «Пять пороков команды»:
1. Недоверие. Если сотрудники не доверяют друг другу, они будут редко высказывать личное мнение и замалчивать рабочие проблемы. Как следствие, отчёты о проделанной работе могут быть недостоверными. Чтобы выстроить доверительные отношения между коллегами, можно устроить тимбилдинг или предложить специальные упражнения. Например:
● «Две правды и одна ложь». Каждый сотрудник делится тремя фактами о себе, а остальные должны угадать, какой из этих фактов ложный. Подойдёт для новообразовавшейся команды.
● «Монетка за твои мысли». Участники берут монету и делятся историей, которая произошла в том же году, в котором она выпущена. Подходит для укрепления связи между участниками команды, которые уже знакомы.
2. Боязнь конфликта. Необходимо донести до сотрудников, что споры в рабочем пространстве — это нормально. Главное — решать конфликты правильно: обсуждать проблемы на общих собраниях, давать высказаться всем участникам и не переходить на личности. В процессе может появиться неожиданное решение рабочей проблемы: ведь в споре рождается истина.
3. Безответственность. Для того чтобы сотрудники ответственно относились к задачам, нужно устанавливать чёткие дедлайны, а также обсуждать риски — и как их предотвратить или справиться с ними. Это помогает снять тревогу, так как участники морально готовы к любым результатам.
4. Нетребовательность — следствие безответственности. Чаще всего сотрудники нетребовательны к себе и коллегам, если руководитель либо слишком контролирует, либо сам безразличен к рабочему процессу. Чтобы замотивировать управленческую команду работать слаженно, можно, например, ввести командные вознаграждения. Тогда участники будут стараться не подводить других и выполнять работу качественно.
5. Безразличие к результатам. Чтобы этого избежать, можно ввести индивидуальные KPI — ключевые показатели деятельности. Например, для одного сотрудника лучшая мотивация — повышение зарплаты, для другого — карьерный рост, а третьему важна комфортная обстановка и гибкий график работы.
Чтобы организовать из группы команду, нужно уметь отстаивать свою позицию, управлять ожиданиями и располагать к себе коллег. На курсе «Управление командой» начинающие руководители под руководством экспертов учатся развивать и обучать сотрудников. А на индивидуальных консультациях с наставниками можно разобрать любые вопросы по управлению.
Рассмотрим принципы работы команды на разных этапах её развития на примере спиральной динамики Грейвза.
Спираль Грейвза даёт руководителю возможность понять, на каком этапе развития находится команда и к какому уровню стоит стремиться
● Бежевый этап — принцип выживания. На начальном этапе главной причиной объединения для группы становится выживание, а каждый участник сконцентрирован на себе и собственной безопасности.
● Фиолетовый этап — принцип семейности. В такой группе важно доверие и чувство защиты. Характерны неформальные отношения в коллективе и дополнительные связи, помимо рабочих. Например, когда коллега — друг или даже член семьи. Такое встречается в семейном бизнесе.
● Красный этап ― принцип силы. Команда основана на принципе власти, у неё есть лидер-защитник, который защищает членов команды от внешнего мира. В таком коллективе есть чёткое разделение на «своих» и «чужих». На этом этапе могут находиться предприятия со строгой дисциплиной, например, заводы и фабрики.
● Синий этап — принципы порядка и правил. Для этого этапа характерны устойчивость, прозрачность и неповоротливость — из-за регламентов и бюрократических процессов. Например, как в банке или государственном учреждении.
● Оранжевый этап — принцип результата. На этом этапе команда ориентирована на продуктивность и успех за счёт системы и рационализма. К таким компаниям относится, например, интернет-торговля.
● Зелёный этап — принцип объединения. У команды сильная идеология, задачи ставятся исходя из вопроса «Какой вклад наш бизнес вносит в этот мир?». Для членов управленческой команды характерны осознанность и свобода. На зелёном этапе часто находятся IT-компании.
● Жёлтый этап — принцип развития. Команда ориентирована на внутренние и внешние инновации. К таким компаниям относят Apple, Amazon, Tesla.
● Бирюзовый этап — принцип глобализма и эволюции. Этот этап развития считается самым последним, своего рода идеалом, к которому нужно стремиться. Бирюзовыми компаниями считаются Buurtzorg, Spotify и Google.
У работы в команде есть как преимущества, так и недостатки. Рассмотрим основные.
Создать эффективную и сбалансированную команду можно по алгоритму:
1. Определить цель. Чёткая цель поможет всем участникам работать в одном направлении. Главную цель лучше разбивать на небольшие задачи — это называется декомпозицией. Благодаря ей каждый участник будет знать, как измерить прогресс и когда будет достигнут конкретный результат. Например, цель — создать стикерпак — можно разбить на задачи: разработать ТЗ, выбрать иллюстратора, отрисовать стикерпак и опубликовать его. За каждую задачу и сроки её реализации должен отвечать конкретный сотрудник. Декомпозиция помогает следить за загрузкой команды и готовностью задач, а также контролировать расход ресурсов.
2. Выбрать подходящего руководителя. Сильный руководитель — тот, который понимает цели бизнеса и может правильно передать их сотрудникам. А его опыт и знания помогают команде достигать поставленных целей. Например, правильный руководитель поможет команде программистов — даже очень талантливой — координировать процессы, решать конфликтные ситуации, находить необходимые ресурсы и справляться с техническими проблемами.
3. Определить портрет команды. Это нужно, чтобы понимать, какие сотрудники — и их навыки — нужны сейчас, а какие понадобятся позже. Для добора сотрудников можно использовать функциональный подход для сбора IT-команды, которая состоит из дата-аналитика, Data Scientist и дата-инженера. Или с помощью кросс-функционального подхода собрать команду специалистов для финансового, маркетингового или операционного отдела.
4. Подобрать людей под цели и создать профиль должностей. Это поможет понять, какими качествами должны обладать члены команды, какие у них должны быть компетенции. Для продуктивной работы команды важны как профессиональные, так и психологические качества сотрудников. Мередит Белбин описал девять ролей, которые распределяются между участниками. Роли разделены на три сферы: интеллектуальная работа, практическая деятельность и работа с людьми.
Знать модель командных ролей полезно не только руководителю, но и самим членам команды — чтобы понимать свои плюсы и минусы
Для создания эффективной команды не обязательно следовать списку Белбина и набирать ровно девять человек: в идеальной команде не обязательно должны присутствовать все роли. Главное — помнить о цели команды и задачах, которые она решает, а также о том, что члены команды должны дополнять друг друга. Если какие-то роли выпадают, руководитель должен либо взять их на себя, либо закрыть за счёт развития других членов команды.
5. Оценивать результаты работы. Делать это нужно регулярно, чтобы команда не отклонялась от цели. Оценка результатов помогает вовремя корректировать работу и повышать эффективность команды. Например, если обнаружится, что команда не выполняет план по продажам, руководитель сможет вовремя отреагировать: перераспределить план между участниками или согласовать акцию с отделом маркетинга.
Совет эксперта
Читать также: