Менеджмент • 08 ноября 2023 • 5 мин чтения

Справочник менеджера проектов: главное о PMBOK

PMBOK — это объёмная книга, которую переиздавали уже семь раз. Рассказываем, о чём она, зачем её нужно знать проджект-менеджеру и в каких проектах это знание точно пригодится.

Что такое PMBOK и для чего он нужен

Управлять проектами можно по-разному, всё зависит от специфики и выбранной методологии — правил и принципов, по которым строится работа команды. Например, по одной из Agile-методологий — фреймворку Scrum проект разбивают на короткие этапы — спринты, а по Waterfall определяют последовательность выполнения задач.

PMBOK (Project Management Body of Knowledge) — свод знаний о том, как управлять проектом, который издаёт и обновляет Институт управления проектами (Project Management Institute, или PMI).

В PMBOK собраны и описаны стандарты и инструменты для работы в проектном менеджменте. Этот документ помогает систематизировать профессиональные знания. На PMBOK основан экзамен для сертификации PMP (Project Management Professional) от PMI, этот сертификат ценится у работодателей по всему миру.

В основе методологии PMBOK — процессная модель управления проектом. Любой проект состоит из множества процессов, у каждого из которых есть:

● входы — что нужно для выполнения процесса,
● выходы — что получится в результате процесса,
● инструменты — конкретные способы получить выходы из входов.

На входы, выходы и инструменты можно разложить любой процесс, даже повседневный — вроде мытья посуды

Хотя PMBOK — подробная база знаний, разобраться в логике процессной модели новичку может быть сложно.

Павел Пирогов, руководитель IT-проектов со стажем более 10 лет, старший наставник курса «Менеджер проектов» в Яндекс Практикуме

По моему опыту, освоить управление проектами с нуля по PMBOK практически невозможно. Это не учебник, а именно справочник. Учиться по нему — как изучать английский по словарю. Поэтому лучше сначала пройти базовые курсы по проектному управлению или обратиться к учебным пособиям для начинающих, например к книге «Управление ИТ-проектом «с нуля» в любой организации» Ивана Селиховкина.

На курсе «Менеджер проектов» студенты на практике знакомятся с проектным циклом, основными процессами в проектном управлении и задачами менеджера. Например, учатся собирать требования к проекту, планировать бюджет, управлять сроками и готовить отчёты.

Зарабатывайте, управляя проектами
Освойте профессию с нуля за 6 месяцев, научитесь вести переговоры и строить отношения с клиентами. Пройдите бесплатную вводную часть курса «Менеджер проектов», чтобы попробовать себя в новой роли.

Основные элементы PMBOK

В 2021 году вышло 7-е издание PMBOK. Структура документа сильно изменилась, а объём уменьшился почти в три раза. Однако новое издание не отменяет предыдущее. В 6-й версии собрано больше инструментария, поэтому далее разберём именно её.

В PMBOK три основных элемента: процессы, группы процессов и области знаний. Последние два по сути — классификации первого. Рассмотрим подробнее каждый элемент и связь между ними:

1. Процессы

В PMBOK описаны 49 процессов, на основе которых можно выстроить управление проектом. В документе есть подробные алгоритмы, как реализовать каждый из процессов и что нужно получить в итоге. Рассмотрим на примере.

В каждом проекте есть заинтересованные стороны — люди, которые могут влиять на проект или на которых может повлиять проект. Это заказчики, инвесторы, подрядчики и будущие пользователи. Допустим, отдел документооборота компании заказал внедрить ПО. Требования к нему написали в том числе специалисты отдела безопасности, а деньги выделяет финансовый отдел. Руководители всех перечисленных отделов — заинтересованные стороны, или стейкхолдеры проекта.

Менеджер проекта составляет реестр заинтересованных лиц и оценивает степень их влияния на проект — это процесс. Реестр нужен, чтобы выделить фокусы внимания — у кого наибольшие полномочия на формирование требований и кто будет принимать результат проекта. Согласовать планы и итоги со всеми заинтересованными сторонами не получится: на это нужно много времени, и стороны могут противоречить друг другу. Поэтому выделяют наиболее влиятельные стороны, без согласования с которыми не получится сдать проект. Реестр заинтересованных сторон — это выход процесса.

Чтобы выявить всех заинтересованных лиц, менеджеру проектов нужно изучить внутренние и внешние факторы. Например, регламенты компании и неформальные правила, требования надзорных органов. Документы, в которых можно найти заинтересованных лиц, и люди, которые могут их знать, — входы процесса.

Анализ документов или опрос сотрудников — инструменты процесса.

В PMBOK методологически сформулирован алгоритм каждого процесса: что нужно сделать, чтобы получить результат, — и даны шаблоны, как этот результат может выглядеть.

2. Группы процессов

В PMBOK по одной из классификаций все процессы разделены на пять больших групп:

Инициации. В результате процессов инициации определяют, запускать новый проект или нет. К группе относится, например, процесс разработки устава проекта.

Планирования. Это процессы, в результате которых определяют детальные планы. Например, сбор требований, оценку стоимости, длительности и ресурсов.

Исполнения. Процессы, которые нужно реализовать, чтобы получить запланированный результат. К примеру, собрать команду, закупить оборудование, разработать продукт.

Мониторинга и контроля. К этой группе относят процессы, которые помогают отслеживать прогресс работы над проектом и выявлять, нужны ли корректировки.

Закрытия. Формальные процессы, которыми завершают работу над проектом или его фазой. Например, подготовка итогового отчёта, передача разработанного продукта заказчику и фиксация «извлечённых» или выученных уроков после завершения проекта.

Пять групп процессов соответствуют пяти последовательным этапам проекта. Эти этапы — жизненный цикл проекта

Процессы планирования, исполнения, мониторинга и контроля обычно цикличны. Этот цикл называется PDCA (Plan-Do-Check-Act) или цикл Деминга. Например, менеджер проекта на этапе мониторинга получает новые прогнозы по ценам на материалы, корректирует первоначальный план по стоимости проекта и согласовывает его с заинтересованными сторонами.

3. Области знаний

Это третий основной элемент и второй способ классификации процессов в PMBOK. Всего в документе выделено 10 областей знаний управления проектом. Среди них, например, управление содержанием, временем, затратами. Другими словами, обширное понятие «управление проектом» разделено на предметные части.

Каждая область знаний содержит описание процессов, которые она включает, их входы, выходы и инструменты. Например, область знаний «Управление качеством» включает три процесса: планирование управления качеством, управление качеством и контроль качества.

В PMBOK описано, что нужно для реализации каждого из этих процессов: какие документы изучить, какие подготовить и что нужно сделать для этого. Источник: PMBOK, 6-е издание

Например, для планирования управления качеством нужно определить метрики качества вроде процента задач, которые выполнили в срок, или количества ошибок на этапе тестирования. Чтобы определить метрики, можно проанализировать лучшие практики, провести аудит процессов в компании и узнать ожидания заинтересованных сторон.

В PMBOK связь между элементами визуализирована в виде таблицы. С одной стороны группы процессов, с другой — области знаний. На пересечении двух сторон — конкретные процессы.

Не в каждой области знаний есть все пять групп процессов. При этом некоторые области могут включать по несколько процессов из одной группы. Например, «Управление временем» включает пять процессов группы планирования и ни одного группы исполнения

Для каких проектов PMBOK подходит, а для каких не подходит

PMBOK — объёмная база инструментов. Но модель подходит не для всех проектов. Перечислили, для каких проектов подходят принципы и стандарты PMBOK, а когда лучше выбрать другие методологии.

👍 РМВОК подходит для проектов:

С высокой степенью определённости в требованиях. Это проекты с классическим проектным треугольником — когда есть фиксированный объём работ, понятны сроки и выделен бюджет. Например, капитальное строительство или внедрение типового ПО вроде стандартного пакета Microsoft, который нужно установить на 10 тысяч рабочих мест.

С высокой ценой ошибки. Если на кону жизни людей, большие деньги или репутация, гибкие методологии не подойдут. У команды не будет возможности вносить изменения в конечный результат. Обычно это проекты в сфере финансов, медицины или, например, авиастроения и атомной энергетики. Не получится доработать в следующей итерации ПО для управления самолётом или атомной станцией. Если такое ПО выйдет из строя, последствия будут ужасны. Результат сразу должен отвечать целям проекта.

👎РМВОК не подходит для проектов:

Без строгих рамок. Если изначально есть только идея проекта, но нет технического задания с фиксированными требованиями и чётких дедлайнов, стоит выбрать более гибкие подходы. Они дают возможность «докручивать» проект в процессе работы над ним. К таким проектам относятся стартапы, в которых на основе идеи важно быстро собрать прототип с минимальными функциями и проверить гипотезы.

Продуктовых компаний. Например, компания разработала продукт — мобильное приложение для вызова такси или стриминговый сервис с фильмами. У таких проектов нет срока окончания работ. Продукты постоянно дорабатывают и обновляют, чтобы они были удобны для пользователей и конкурентоспособны на рынке. В данном случае управлять продуктовой разработкой по PMBOK неудобно: основательное планирование и множество согласований замедлят работу.

Главные плюсы и минусы PMBOK

Преимущества

Чёткая структура. Знания о проектном управлении и полезные инструменты в PMBOK разложены «по полочкам». У документа логичная структура, в которой легко ориентироваться менеджеру проектов с опытом. Например, если нужно составить устав проекта, можно взять из PMBOK пошаговый алгоритм подготовки документа и его шаблон.

Лучшие практики. Авторы PMBOK собирают проверенные инструменты из разных профессиональных областей. Например, часть про управление рисками взята из риск-менеджмента, про управление содержанием — из бизнес-анализа. По сути PMBOK — это справочник лучшего опыта.

Регулярные обновления. Управление проектами развивается: появляются новые методы и инструменты. Ими дополняют стандарты PMBOK — с 1996 года выпущено семь версий документа.

Некоторые международные и национальные стандарты проектного управления содержат основные идеи PMBOK. Например, содержания российского ГОСТа 21500-2014 и китайского C-PMBOK соответствуют PMBOK, а международный стандарт IPMA пересекается с ним примерно на 80%. Зная PMBOK, можно легко ориентироваться во многих стандартах сразу.

Недостатки

PMBOK сложно применять начинающим менеджерам. Если специалист не знаком с процессами на практике, сориентироваться в справочнике может быть сложно. Выбрать из книги нужный инструментарий и адаптировать его к своему проекту — непростая задача для начинающего специалиста.

Знание PMBOK не заменит реального опыта. Реальная работа в проекте может быть более ценной, чем знание PMBOK и сертификат PMP — они не заменят навыков, полученных на практике.

PMBOK может быть сложно освоить. Документ непросто изучить из-за большого объёма: в шестом издании почти 1000 страниц. При этом научиться по PMBOK не получится — это справочник, а не учебник по проектному управлению.

Совет эксперта

Павел Пирогов

На практике PMBOK нужен не всегда. Но знание документа точно будет дополнительным преимуществом при трудоустройстве. В требованиях на вакансии для проджект-менеджеров часто указывают два основных хардскила — гибкие методологии и PMBOK. Знание PMBOK — подтверждение экспертности, которое необходимо профессиональному проджект-менеджеру. Ещё лучше сдать экзамен и получить сертификат PMP.
Статью подготовили:
Павел Пирогов
Яндекс Практикум
Старший наставник курса «Менеджер проектов», руководитель IT-проектов со стажем более 10 лет
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Wed Jan 17 2024 09:43:48 GMT+0300 (Moscow Standard Time)