Бренд — это образ, который возникает в сознании покупателей при упоминании товаров, услуг или, например, названия компании. Бренд демонстрирует уникальность бизнеса или продукта, выделяет его на фоне конкурентов. Но не каждая торговая марка имеет свой бренд. Для этого её должны узнавать как можно больше людей.
Ирина Загребина, маркетолог-стратег
Салон красоты в спальном районе, в который ходит несколько человек из соседних домов, — ещё не бренд. А сеть парикмахерских, например, «Японские стрижки» с наработанной базой и постоянными клиентами, с узнаваемыми атрибутами и айдентикой — уже бренд. Задача каждого бренда — попасть в Top of mind — первую тройку компаний, которые называет его целевая аудитория во время опросов.
Если человек думает о кофе, у него возникают ассоциации с Nescafe, Jardin или Tchibo. Если о спортивных кроссовках — Nike, Adidas или Puma. Если о смартфонах — iPhone, Samsung или Huawei. Эти торговые марки закрепились в сознании аудитории. Другим, чтобы оказаться в Top of mind, нужно продвигать свои бренды.
Продвижение — это всё, что формирует имидж и узнаваемость, доносит преимущества торговой марки до целевой аудитории. Расскажем подробнее о том, что в него входит.
На каждом этапе жизненного цикла свои цели продвижения:
Продвижение начинается с анализа рынка, ключевых трендов, поведения потребителей и конкурентов. Ещё нужно оценить ресурсы бренда, его место в сознании целевой аудитории, сильные и слабые стороны. Это можно сделать несколькими способами:
● изучать поисковые запросы — например, с помощью Яндекс.Wordstat;
● отслеживать упоминания бренда в медиа — в этом помогает, например, Brand Analytics;
● проводить опросы целевой аудитории.
Ирина Загребина
После анализа нужно проработать платформу бренда: это документ, в котором описаны его суть, позиционирование, характер, миссия и ценности, визуальный стиль и Tone of voice и то, чем бренд отличается от конкурентов.
Разработка стратегии продвижения бренда состоит из четырёх элементов:
● Продуктовый: какие товары и услуги компания будет выводить на рынок под брендом.
● Ценовой: диапазон цен и скидок, система лояльности.
● Коммуникационный: как бренд общается с потребителями, с каким ToV. Как мотивирует аудиторию на покупки.
● Разработка каналов продаж: где продавать бренд, какие инструменты использовать и как расширять географию.
Каналы продвижения — это те места, сервисы, площадки, через которые компания доносит до потребителя информацию о бренде. Выбор каналов зависит от целевой аудитории и бюджета. Вот какие варианты существуют:
● телевидение и радио,
● печатные СМИ,
● наружная реклама,
● социальные сети,
● выставки и другие офлайн-мероприятия.
В каналах продвижения можно рассказывать о бренде с помощью разных инструментов, использовать их по отдельности или в комплексе. Вот несколько популярных методов:
● PR на мероприятиях и в средствах массовой информации;
● SEO (Search Engine Optimization) — поисковая оптимизация;
● SMM (маркетинг в социальных сетях);
● Контекстная и таргетированная реклама;
● Контент-маркетинг;
● Чат-боты, мессенджеры, email-рассылки;
● Реклама в СМИ;
● Выступление представителей компании на мероприятиях: пресс-конференциях, выставках, бизнес-завтраках;
● Вирусная реклама, партизанский маркетинг;
● Промоакции на улице, в магазинах, на сайтах компании и партнеров;
● Презентации товара на выставках;
● Коллаборации с блогерами, звездами
«Здоровье» бренда после рекламных кампаний изучают так же, как и до них: через опросы, отзывы клиентов, мониторинг упоминаний в СМИ (например, с помощью Brand Analytics), отслеживание поисковых запросов.
Ещё один способ — взять две группы людей (одна видела рекламную кампанию, другая — нет) и поговорить с ними о бренде. Разница в ответах и будет отражать эффект продвижения. Она покажет, как изменилось представление аудитории о компании, продукции или услугах.
У бренд-менеджера также есть метрики, по которым он оценивает эффективность продвижения. И зависят они от каналов коммуникации.
Читать также: