Маркетинг • 18 октября 2023 • 5 мин чтения

Ассортиментная матрица на маркетплейсах: зачем она нужна и как её составить

С помощью ассортиментной матрицы можно понять, какой товар добавить, а какой убрать из продажи. Рассказываем, как её создать и как ей пользоваться.

Что такое товарная матрица

Ассортиментная или товарная матрица — это список товаров, которые продаются в магазине. В первую очередь матрица нужна продавцу, чтобы понимать, что он предлагает покупателям, управлять ассортиментом и увеличивать продажи. Товарная матрица упрощает работу: она позволяет планировать график поставок и отслеживать, какие товары есть в ассортименте, что пора выводить из ассортимента, а что стоит добавить.

Матрица помогает классифицировать товары по индивидуально заданным критериям. Продуктовая матрица — не обязательный документ строгой отчётности, её собирают в произвольном виде. Например, продавец А разделяет ассортимент строго по категориям товаров, а его конкурент Б — по тому, что лучше продаётся.

Самый понятный пример товарной матрицы — таблица, например в Google. В ней перечислены все товары, распределённые по категориям. Например, для магазина одежды это будут мужская, женская и детская одежда, верхняя и базовая, сезонная и одежда постоянного спроса. Категории делятся на подкатегории: например, рубашки с длинным и коротким рукавом, поло, водолазки и майки.

Обобщённо категории в товарной матрице соответствуют разделам на маркетплейсе. Источник: lamoda

Кроме категорий товара, ассортиментная матрица может включать следующую информацию:

● остатки по складам;
● контакты закупщиков;
● данные поставщиков;
● срок годности товара;
● цены;
● даты поступления.

Если компания торгует на маркетплейсе, с товарной матрицей может работать не только менеджер, но и сторонние закупщики, которым нужно знать, сколько товаров осталось на складах. Также в матрице можно прописать контакты категорийного менеджера и данные поставщиков.

Научиться создавать продающие карточки, работать с таблицами в Excel и анализировать важные для бизнеса данные можно на курсе «Менеджер маркетплейсов». Вводный модуль знакомства с профессией доступен бесплатно, а оплатить полный курс можно в рассрочку на 15 месяцев.

Правила создания товарной матрицы

Вот три важных правила, которые помогут сформировать товарную матрицу:

1. Проанализировать площадки, целевую аудиторию и конкурентов
Перед тем как запускать магазин на маркетплейсе, необходимо выяснить, что уже продаётся на площадке. Затем подумать, какой товар продавать и в каком сегменте — то есть какая ценовая категория будет у товаров в магазине. Товарную матрицу нужно составить, отталкиваясь от этих данных.

2. Ориентироваться на позиционирование и целевую аудиторию (ЦА)
Товарную матрицу нужно формировать на основании позиционирования магазина, ЦА и ценового сегмента. Например, если это зоомагазин, нужно определить, какие товары будут в нём представлены: для всех животных или только для кошек, собак. Затем нужно решить, что будет продаваться: корма, наполнители, игрушки, аксессуары. Чёткое позиционирование помогает определить ЦА и подобрать интересные ей товары.

Дальше определить ценовой сегмент и составить примерный список, какие товары закупать и загружать на маркетплейс. Например, магазин может работать в высоком ценовом сегменте и продавать только электронные товары для животных: поилки, кормушки, лотки, коврики с подогревом. Поэтому его целевая аудитория и ассортиментная матрица будут отличаться от обычного бюджетного зоомагазина.

3. Следить за цельностью матрицы
Если в магазине будут представлены одновременно по десять товаров для мужчин и для женщин, пять для детей, одна когтеточка и что-то для дома, покупатель скорее всего растеряется в этом странном наборе и уйдёт к другому продавцу с более согласованным ассортиментом.

Какие товары стоит всегда иметь в ассортименте:

Товары-локомотивы — базовые позиции, которые пользуются постоянным спросом, например миски или поилки.
Сопутствующие товары — то, что покупают в дополнение к основной позиции: коврики под миски, витамины.
Товары, отсутствующие у конкурентов, — причём отличие может быть небольшим, например квадратная, а не круглая миска для воды.

Чтобы магазин развивался, нужно дополнять ассортимент товаров, например в магазине классических костюмов стоит предлагать аксессуары в этом же стиле: ремни, галстуки, запонки.

Как составить ассортиментную матрицу

Чтобы магазин приносил прибыль, при составлении ассортиментной матрицы нужно заранее определить:

● потребности ЦА;
● ассортимент и ценовую политику конкурентов — что и по какой цене продают магазины с подобной матрицей;
● формат магазина — у шоурума и магазина-склада разные матрицы;
● ценовой сегмент магазина — товары какого класса будут продаваться;
● категории товаров — что конкретно планируется продавать;
● финансовые ресурсы — хватит ли средств поддерживать количество товаров на складах.

Как часто нужна корректировка товарной матрицы

В среднем актуальность товара на маркетплейсе составляет два года. Потом появляется либо более привлекательная новинка, либо модификация товара. Поэтому нужно регулярно проводить анализ ассортиментной матрицы, заводить и продвигать новинки, а прежний товар со временем выводить. Лучше делать это не реже одного-двух раз в год.

Чтобы сделать корректировку матрицы продуктов, то есть понять, какой товар убрать, а какой поставить, необходимы данные по продажам за определённый период, например за квартал. Популярен метод ABC-анализа, при котором товары делятся на три группы:

1. Категория А — товары, которые продавались больше всего и принесли больше всего прибыли, до 80% продаж, их нужно оставить в матрице.
2. Категория B — товары, которые также стабильно продаются, но приносят меньше прибыли, около 15% продаж. С ними нужно дополнительно поработать: возможно, переделать инфографику или рекламу, пересмотреть цены и проверить наличие на складах.
3. Категория С — товары, которые продаются в минимальном объёме: до 5% всех продаж, в ноль или даже в минус. Их лучше вывести из ассортимента, то есть распродать остатки, а полученные деньги перенаправить на товары категории А.

В основе ассортиментной матрицы ― товары группы А с максимальным количеством продаж. Вспомогательный ассортимент составляют товары группы B. Группу С можно назвать зоной для экспериментов

Возможные ошибки

Вот примеры ошибок, которые часто допускают при составлении ассортиментной матрицы.
Грузят одновременно слишком широкий ассортимент
Большой выбор не означает, что люди будут много покупать: клиент приходит за определённым товаром и ищет конкретную карточку. Ассортимент нужно добавлять постепенно, не по 100 карточек сразу, особенно если пока нет возможности поддерживать остатки на складах. Лучше работать над качеством: 10 хорошо проработанных карточек с достаточным остатком товара могут принести прибыли больше, чем 100 с некорректными описаниями, некачественными фотографиями и одной-двумя позициями в наличии.
❌Не анализируют и не корректируют матрицу
Регулярная корректировка ассортиментной матрицы помогает повысить продажи, при этом многие продавцы этого не делают: они просто загружают товар и годами работают с первой матрицей. Менеджеры тратят время на работу с карточками неактуальных товаров категории С, но не выводят их из ассортимента.
❌Не добавляют новинки
Противоположная ошибка — не заводить в матрицу новинки. Например, когда летом хорошо продавались лёгкие платья, а с наступлением холодов продажи упали. Продавец видит низкие продажи, но не делает анализ матрицы и вовремя не добавляет альтернативные варианты, например вечерние платья, которые актуальны перед новогодними праздниками.
❌Делают слишком большую товарную матрицу
Категорийные менеджеры в этом случае не успевают следить за остатками: когда товар закончится, продажи упадут, карточки пропадут из списка товаров, и вернуть их может быть непросто.
❌ Добавляют товары из разных категорий
Разноплановая товарная матрица может работать, но логика должна прослеживаться. Если магазин продаёт вместе газонокосилки, женскую одежду низкой ценовой категории, товары для собак, а на Новый год добавляет гирлянды — покупатель просто не понимает, за какими покупками заходить. Можно добавлять в ассортимент тренды, это будет уместно. Например, магазин постельного белья средней ценовой категории в дополнение к обычным подушкам может продавать подушки-антистресс.

Совет эксперта

Альберт Ракипов

Для магазина на маркетплейсе стоит создать полную товарную матрицу, исходя из предпочтений ЦА, анализа конкурентов и продаж на маркетплейсе. После этого нужно составить план добавления товаров: поэтапно заводить новые позиции, по 5—10 товаров одновременно. Сначала добавить товар, наладить продажи, проверить остатки и только после этого добавить следующую товарную группу.
Статью подготовили:
Альберт Ракипов
Ozon, Wildberries
Top seller
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Jul 30 2024 14:12:44 GMT+0300 (Moscow Standard Time)