Проверить мотивацию учиться помогают бесплатные вводные части курсов. Будущий студент сможет оценить, что его ждёт на курсе, не слишком ли сложный материал и не нужно ли подтянуть какие-то знания, прежде чем покупать курс, например освежить в памяти математику.
Переход в новую профессию занимает не полгода и не год, а скорее полтора-два, включая время на окончание учёбы и поиск работы. Поэтому главный критерий для всех специалистов — это возможность совмещать онлайн-курс с основной работой.
Делимся советами студентов Практикума, как найти баланс между учёбой и работой и не перегореть.
Помимо этого, важна сама учебная программа. Например, для сдачи экзамена по английскому языку TOEFL нужно тренировать разговорную речь, решать тесты, изучать профессиональную лексику.
Исходя из конкретных требований, можно выбрать курс, который подойдёт для уровня подготовки и впишется в расписание.
Учебный проект, который студент готовит во время обучения, проверяет ревьюер. Помогают наставники: дают дополнительный материал, проводят воркшопы, делятся опытом.
Время на учёбу не появится само собой, поэтому придётся от чего-то отказаться: от частых встреч с друзьями, хобби, иногда — от отдыха, но это инвестиция времени в собственное будущее.
Если курс длится больше полугода, лучше уточнить, можно ли взять академический отпуск, на случай форс-мажоров.
Сфера IT меняется, с каждым годом работодатели становятся более требовательными. Часто в вакансиях на позицию разработчика-джуна прописывают весь стек полностью. Это нормально — компании готовы обучать перспективных сотрудников, поэтому не стоит этого бояться.
Но на базис стека точно нужно ориентироваться и сравнить с требованиями компаний то, что даётся в программе курса. Плохо, когда в программе чего-то не хватает или даётся всё, но поверхностно. Должен быть минимальный объём нужных знаний, чтобы получить навыки и начать поиски работы. Можно попросить знакомого из IT — разработчика, аналитика, тестировщика — прокомментировать программу курса.
Чтобы оценить удобство учебной платформы, лучше начать с бесплатных материалов: изучить статьи в блоге, посмотреть открытые лекции, — это поможет принять решение.
На любом курсе Практикума можно бесплатно пройти вводный модуль с теорией и практической частью, чтобы понять, как устроено обучение, и «примерить» профессию на себя.
Например, веб-разработчики начинают с несложной вёрстки макетов, затем работают над функциональностью, потом переходят к бэкенду, а будущие продакт-менеджеры практикуются на реальных кейсах IT-компаний.
Специалистам, которые уже работают в индустрии и хотят научиться чему-то специфичному и углублённому, может быть важно, кто именно создал курс. Когда такой курс готовят разные люди из разных компаний, программа будет отражать разносторонние знания и опыт. Если над курсом работает только один автор, есть риск, что он будет продвигать свою точку зрения как единственно верную.
Не страшно, если у школы или курса много плохих отзывов: как правило, люди склонны написать отзыв, если что-то пошло не так, а не когда проблем нет. Можно сравнить минусы одной и другой школы и решить, насколько они критичны для конкретного студента.
Проверить, как устроено обучение и что происходит на курсе, можно и при личном общении, например с выпускниками прошлых потоков в соцсетях, с друзьями или знакомыми. Опыт другого человека придаст спокойствия.
Перед покупкой курса важно выяснить, кто и как будет сопровождать студента во время обучения.
Возможность задавать вопросы преподавателю. Обычно студенты получают доступ в групповой чат, в котором можно обсудить учебные вопросы с однокурсниками и преподавателем. Некоторые школы проводят регулярные Q&A-сессии, на которых спикер курса отвечает на любые вопросы студентов.
Проверка домашних заданий. Как выглядит обратная связь от преподавателя, сколько времени в среднем занимает проверка. Хорошо, если работу проверяют в течение 24–48 часов и оставляют подробные комментарии с примерами и объяснениями, что нужно исправить. Например, для курсов по программированию плюсом будет, если задания сразу проверяются на GitHub, это помогает приблизить работу к реальным условиям.
Техническая поддержка. Хорошо, когда на курсе есть помощник, который решает вопросы с доступом, документами и прочими техническими моментами, чтобы студенты не попадали в ситуацию, когда нужно сдать домашнее задание к дедлайну, а окошко для ответа не открывается.
Помощь с трудоустройством. У многих школ есть карьерный центр, где консультанты помогут составить резюме или сопроводительное письмо. Они же приходят на помощь в спорных ситуациях: например, как быть, если работодатель обещал дать отзыв после стажировки, но не сделал этого.
В личном общении с менеджером нужно уточнить нюансы, о которых не сказано на лендинге, например:
● Модель возврата. До покупки курса важно прочесть оферту: понять, как вернуть деньги, если что-то не понравилось. На каком этапе это можно сделать — после пары недель обучения или через месяц тоже возможно? В каком объёме? Хорошо, если такой возврат предусмотрен и прописано, в каком случае деньги уже не вернут.
● Актуальность учебных материалов. IT — одно из самых быстрорастущих направлений, поэтому критически важно, чтобы информация постоянно обновлялась. У менеджера можно уточнить, когда были записаны курсы и как часто их актуализируют.
Сергей Котов
Онлайн-образование — не волшебная таблетка, и вчерашний студент не станет зарабатывать сотни тысяч рублей сразу после выпуска. Смена профессии — долгий и сложный путь, а онлайн-курс — только первый шаг. В IT-сфере всё быстро меняется, учиться чему-то новому придётся всегда. Чтобы не бросить на полпути, специалист должен чётко понимать, зачем ему это. Не стоит жалеть времени, чтобы подумать над выбором профессии и мотивацией. Это поможет сэкономить силы и деньги.
Читать также: