Когда художник пишет картину, он выражает через неё мысли и чувства, не навязывая их зрителям. Поэтому каждый видит на картине то, что хочет видеть. Коммуникационный дизайн работает иначе. Дизайнер должен донести до потребителя то, что было задумано маркетологом или бренд-менеджером. Коммуникационный дизайн передаёт информацию о продукте или услуге так, чтобы вызвать у аудитории конкретную эмоциональную реакцию.
Например, в интерфейсе приложения для расслабления Endel дизайнеры отказались от всего, что может отвлекать или раздражать пользователей.
Коммуникационный и графический дизайн часто путают. Эти направления похожи, но разница есть. Графический дизайнер создаёт образ: работает с цветом, формой, типографикой, иллюстрацией, разрабатывает брендинговые материалы, логотипы или корпоративный стиль.
Дизайн коммуникаций отвечает на вопросы: «Как передаётся информация? Какую реакцию она должна вызвать?». Основная задача коммуникационного дизайнера — не только донести информацию до пользователя, но и вызвать нужный отклик с помощью баннеров, вывесок, интерфейсов или книжных обложек.
Коммуникационный дизайн помогает бизнесу взаимодействовать с клиентами. Вот сферы, в которых не обойтись без дизайна визуальных коммуникаций:
● Брендинг
Каждая компания стремится выделиться на фоне конкурентов, завоевать внимание целевой аудитории и превратить её в клиентов. Чтобы этого добиться, начинают работать над брендингом. Задача дизайнера коммуникаций — создать взаимосвязь между брендом и пользователями с помощью цветов, типографики, логотипа и других элементов дизайна. Специалист понимает, как их использовать, чтобы передать нужное настроение или информацию. Например, цель проекта I'm Siberian — сделать так, чтобы о Сибири и сибиряках знали во всём мире.
● Реклама
Так же как и брендинг, реклама помогает бизнесу выделяться. Из-за того, что у пользователей появилась «баннерная слепота» — намеренное или неосознанное игнорирование рекламы, дизайнеры визуальных коммуникаций должны создавать кампании, которые будут привлекать внимание и доносить смысл.
● UI и web-дизайн
Это работа над визуальной коммуникацией в интерфейсе сайта или мобильного приложения. Чтобы пользователю было удобно заказывать товары, управлять финансами или общаться с техподдержкой, нужно создать интерфейс, который поможет совершить необходимое действие. В работе коммуникационный дизайнер учитывает пользовательский опыт, целевую аудиторию, технические особенности разных устройств.
● Изучать целевую аудиторию, чтобы понимать, какую информацию необходимо передать пользователям, и подобрать максимально релевантный визуальный образ и «материал», в котором он будет реализован. Это может быть графический плакат, анимация, 3D-видео, инсталляция или что-то другое.
● Уметь презентовать свои решения, доносить идеи до коллег и клиентов, которые не разбираются в дизайне.
● Использовать насмотренность и эмпатию, чтобы понимать пользователей, их потребности и интересы. Например, команда дизайнеров готовила рекламный баннер для Python-тренажёра. Специалисты предлагали разные идеи, но воплотили именно ту, которая привлекает внимание разработчиков.
Сергей Максимов
Коммуникационному дизайнеру важно помнить, какой смысл хочет донести компания до своей аудитории, и помочь бренду общаться с клиентами максимально просто и понятно.
Сергей Максимов
Азам коммуникационного дизайна можно учиться самостоятельно. Например, освоить основные программы: Photoshop, Figma, инструменты по созданию анимации и 3D. Но одних технических навыков будет мало. Нужно понимать, как изучать и анализировать аудиторию, что ей понравится, а что — нет и почему. Это можно освоить только на практике, с наставником, который будет давать обратную связь, научит анализировать, смотреть глубже.
Коммуникационных дизайнеров готовят в вузах, учреждениях дополнительного профессионального образования и на онлайн-курсах. Срок обучения в вузе — минимум 4 года, онлайн новую профессию можно освоить за год с небольшим и совмещать с работой или учёбой в другом заведении. Как правило, на курсах больше времени уделяют практике: студенты создают реальные проекты, которые можно добавить в портфолио.
Делимся советами студентов Практикума,как распределить нагрузку между учёбой и работой и не сойти с ума.
Сергей Максимов
Вне зависимости от объёма проекта — будь то один баннер или масштабная рекламная кампания — коммуникационный дизайнер всегда работает с образом и смыслом. И начинающим, и опытным специалистам рекомендую всегда думать о том, как точно передавать смысл «послания» через образ и при этом использовать максимально подходящий материал: статику, видео, инсталляцию или даже скульптуру. Дерзайте и не бойтесь экспериментировать.
Читать также: