Дизайн  •  18 ноября  2022  •  5 мин чтения

Что такое коммуникационный дизайн и зачем он нужен

Даже качественный продукт может оказаться невостребованным, если его неправильно оформить. Чтобы пользователи и бренд понимали друг друга, на помощь приходит коммуникационный дизайн.

Что такое коммуникационный дизайн

Когда художник пишет картину, он выражает через неё мысли и чувства, не навязывая их зрителям. Поэтому каждый видит на картине то, что хочет видеть. Коммуникационный дизайн работает иначе. Дизайнер должен донести до потребителя то, что было задумано маркетологом или бренд-менеджером. Коммуникационный дизайн передаёт информацию о продукте или услуге так, чтобы вызвать у аудитории конкретную эмоциональную реакцию.

Например, в интерфейсе приложения для расслабления Endel дизайнеры отказались от всего, что может отвлекать или раздражать пользователей.

Интерфейс намеренно сделали чёрно-белым, а вместо иллюстраций оставили только иконки

Коммуникационный и графический дизайн часто путают. Эти направления похожи, но разница есть. Графический дизайнер создаёт образ: работает с цветом, формой, типографикой, иллюстрацией, разрабатывает брендинговые материалы, логотипы или корпоративный стиль.

Дизайн коммуникаций отвечает на вопросы: «Как передаётся информация? Какую реакцию она должна вызвать?». Основная задача коммуникационного дизайнера — не только донести информацию до пользователя, но и вызвать нужный отклик с помощью баннеров, вывесок, интерфейсов или книжных обложек.

Материал по теме:
От идеи до запуска: что делает дизайнер продукта

Виды коммуникационного дизайна

Коммуникационный дизайн помогает бизнесу взаимодействовать с клиентами. Вот сферы, в которых не обойтись без дизайна визуальных коммуникаций:

Брендинг
Каждая компания стремится выделиться на фоне конкурентов, завоевать внимание целевой аудитории и превратить её в клиентов. Чтобы этого добиться, начинают работать над брендингом. Задача дизайнера коммуникаций — создать взаимосвязь между брендом и пользователями с помощью цветов, типографики, логотипа и других элементов дизайна. Специалист понимает, как их использовать, чтобы передать нужное настроение или информацию. Например, цель проекта I'm Siberian — сделать так, чтобы о Сибири и сибиряках знали во всём мире.

Чтобы аудитория поняла, что такое Сибирь, создатели используют в дизайне «морозные» элементы: снежно-белый и небесно-голубые цвета, снежинки в качестве логотипа

Реклама
Так же как и брендинг, реклама помогает бизнесу выделяться. Из-за того, что у пользователей появилась «баннерная слепота» — намеренное или неосознанное игнорирование рекламы, дизайнеры визуальных коммуникаций должны создавать кампании, которые будут привлекать внимание и доносить смысл.

Например, в одной из рекламных кампаний Schick — производителя товаров для бритья — дизайнеры превратили мужские бороды в хорьков, цеплявшихся за лица. Так специалисты передали смысл кампании: мужчины должны бриться, чтобы их бороды не вышли из-под контроля

UI и web-дизайн
Это работа над визуальной коммуникацией в интерфейсе сайта или мобильного приложения. Чтобы пользователю было удобно заказывать товары, управлять финансами или общаться с техподдержкой, нужно создать интерфейс, который поможет совершить необходимое действие. В работе коммуникационный дизайнер учитывает пользовательский опыт, целевую аудиторию, технические особенности разных устройств.

Сайт выставки в Сингапуре погружает пользователя в проект с первой секунды: для этого достаточно просто скроллить экран

Примеры коммуникационного дизайна

Цель мебельного бренда No Name, Name — «сделать этот мир более примитивным». Чтобы донести эту идею до покупателей, дизайнер оформил сайт в минималистичном стиле и использовал лаконичные фото, простой шрифт.
Идею бренда о примитивном мире отражает простая вёрстка и минимум цветов
Гид по Formula 1 похож на энциклопедию: здесь есть пронумерованные разделы и структурированные тексты, а фото и других иллюстраций минимум.
Цель гида — рассказать о ключевых моментах одного сезона F1, поэтому на сайте нет ничего лишнего, а информацию легко найти по оглавлению
На сайте ресторана Koomo благодаря анимации можно не вчитываться в текст и быстро понять, что это заведение с азиатской кухней.
В коммуникационном дизайне необязательно использовать сложную графику или 3D-изображения
В коммуникационном дизайне необязательно использовать сложную графику или 3D-изображения: минималистичные «танцующие» палочки на сайте ресторана тоже справляются с задачей

Знания и навыки, необходимые коммуникационному дизайнеру

Чтобы создавать дизайн, который будет привлекать людей и продавать идею, специалисту нужно обладать профессиональными знаниями и гибкими навыками:

Работать с графическими редакторами Figma, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, чтобы создавать и редактировать изображения, видео, анимацию.

Владеть цветом и композицией, чтобы понимать, как использовать цвет в разных ситуациях и с разной целевой аудиторией, сочетать элементы дизайна, чтобы они доносили до пользователей нужную информацию. Например, в оформлении сайта фестиваля «Редкие виды» используются всего два цвета: красный и белый. Так коммуникационный дизайнер транслирует идею об исчезающих книжных магазинах.

Красный цвет в этой коммуникации — это отсылка к «Красной книге» с редкими видами флоры и фауны
Красный цвет в этой коммуникации — это отсылка к «Красной книге» с редкими видами флоры и фауны

Изучать целевую аудиторию, чтобы понимать, какую информацию необходимо передать пользователям, и подобрать максимально релевантный визуальный образ и «материал», в котором он будет реализован. Это может быть графический плакат, анимация, 3D-видео, инсталляция или что-то другое.

Уметь презентовать свои решения, доносить идеи до коллег и клиентов, которые не разбираются в дизайне.

Использовать насмотренность и эмпатию, чтобы понимать пользователей, их потребности и интересы. Например, команда дизайнеров готовила рекламный баннер для Python-тренажёра. Специалисты предлагали разные идеи, но воплотили именно ту, которая привлекает внимание разработчиков.

Баннер сделали в виде ролика и добавили строки кода, в которых «зашифровали» информацию о продукте

Сергей Максимов
Коммуникационному дизайнеру важно помнить, какой смысл хочет донести компания до своей аудитории, и помочь бренду общаться с клиентами максимально просто и понятно.

Где учиться и как стать дизайнером коммуникаций

В дизайн коммуникаций можно прийти из любого направления дизайна или начать учиться с нуля. В первом случае будет легче, так как специалист уже владеет базовыми инструментами, разбирается в композиции и типографике. Новички осваивают азы дизайна параллельно с маркетингом: учатся исследовать целевую аудиторию, работать с заказчиками.

Сергей Максимов
Азам коммуникационного дизайна можно учиться самостоятельно. Например, освоить основные программы: Photoshop, Figma, инструменты по созданию анимации и 3D. Но одних технических навыков будет мало. Нужно понимать, как изучать и анализировать аудиторию, что ей понравится, а что — нет и почему. Это можно освоить только на практике, с наставником, который будет давать обратную связь, научит анализировать, смотреть глубже.

Коммуникационных дизайнеров готовят в вузах, учреждениях дополнительного профессионального образования и на онлайн-курсах. Срок обучения в вузе — минимум 4 года, онлайн новую профессию можно освоить за год с небольшим и совмещать с работой или учёбой в другом заведении. Как правило, на курсах больше времени уделяют практике: студенты создают реальные проекты, которые можно добавить в портфолио.

Делимся советами студентов Практикума,как распределить нагрузку между учёбой и работой и не сойти с ума.

Совет эксперта

Сергей Максимов
Вне зависимости от объёма проекта — будь то один баннер или масштабная рекламная кампания — коммуникационный дизайнер всегда работает с образом и смыслом. И начинающим, и опытным специалистам рекомендую всегда думать о том, как точно передавать смысл «послания» через образ и при этом использовать максимально подходящий материал: статику, видео, инсталляцию или даже скульптуру. Дерзайте и не бойтесь экспериментировать.

Статью подготовили:

Сергей Максимов
Яндекс Практикум
Коммуникационный дизайнер
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Nov 06 2024 17:39:36 GMT+0300 (Moscow Standard Time)