Менеджмент • 24 мая 2024 • 5 мин чтения

Что такое фасилитация и как применять её в бизнесе

С помощью фасилитации можно вовлечь коллег в обсуждение проблемы. Рассказываем, что это и как её применять.

Что такое фасилитация

Чтобы дискуссия не зашла в тупик или не превратились в спор, ей необходимо управлять. В этом помогает фасилитация (от англ. facilitate — облегчать) — набор инструментов и методов организации групповых встреч. Она помогает создать обстановку, в которой комфортно проводить мозговые штурмы и разрешать конфликты.

Фасилитацию можно использовать на стратегических сессиях, планёрках команды, семинарах — везде, где есть групповое обсуждение. Цель — дать всем возможность высказаться, не оставить никого незамеченным, выслушать все позиции. За этим следит фасилитатор.

Елена Соколова, карьерный консультант в менеджменте и IT, продакт‑менеджер, автор телеграм-канала Карьера без багов
Фасилитация позволяет создать на встрече безопасную для обсуждения среду, где участники вовлечены в разговор, свободно делятся своим мнением и готовы слышать коллег, рассматривать мнения друг друга.

Принципы фасилитации часто применяют в HR, чтобы объединить команды, адаптировать новых коллег, вовлечь сотрудников в обсуждение миссии и ценностей компании. Всему этому можно научиться на курсе «HR-менеджер».

Плюсы и минусы фасилитации

Плюсы

Повышение ответственности участников. Каждый, кто может высказаться, чувствует свой вклад в принятие решения и поэтому работает с большей отдачей.

Возможность высказаться всем. Если в команде есть два-три активных сотрудника, они и выступают на всех дискуссиях. Мнения других участников остаются неуслышанными. Когда встреча проходит по правилам фасилитации, обозначить свою позицию могут все присутствующие.

Пресечение и разрешение конфликтов. Фасилитация помогает наладить конструктивное общение. Кроме того, участники дискуссии не осуждают других, а открыты к мнению окружающих.

Экономия времени. Когда встречу никто не модерирует и не контролирует, она может затянуться. Фасилитатор должен следить за тем, чтобы у каждого участника была возможность высказаться в отведённое на это время, не выходя из общего тайминга.

Эффективное принятие решений. На встречах, которые организованы по правилам фасилитации, разнообразие мнений и обмен опытом помогают принять более взвешенное и оптимальное для достижения целей решение.

Создание комфортной обстановки в коллективе. Фасилитация помогает наладить экологичное общение в команде. Она учит сотрудников уважать чужие мнения и обсуждать их конструктивно, без осуждения.

Минусы

Зависимость от одного человека. Встречу ведёт фасилитатор, его навыки влияют на результат. Фасилитатором должен быть авторитетный специалист, которому доверяют участники.

Невозможность принять быстрые решения. К встречам, которые проходят по методам фасилитации, необходимо готовиться: составить план, собрать фактуру для обсуждения. Кроме того, каждый участник должен высказаться. Всё это занимает время. Если проблему, ради которой организуют встречу, нужно решить быстро, фасилитация не подойдёт.

Сопротивление со стороны участников. Нельзя заставить высказаться людей, которые раньше этого не делали. Если большинство участников встречи не готовы открыто обсуждать свою позицию, фасилитация будет бесполезна.

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация помогает улучшить коммуникацию, повысить уровень вовлечённости, сделать процессы принятия решений более продуктивными.

Елена Соколова
Фасилитация нужна для достижения целей бизнеса и развития специалистов в команде. Например, продакт-менеджер может применять её для пересмотра линейки продуктов — обсудить эту тему со всей командой, принять взвешенное решение и поддержать инициативы коллег. Директор по маркетингу в свою очередь может организовать стратегическую сессию и использовать на ней принципы фасилитации. Это поможет ему услышать разные мнения, зафиксировать идеи или найти решение для оптимизации процессов.

Если методы фасилитации использовать во встречах регулярно, сотрудники научатся слышать друг друга, продуктивно обсуждать идеи и самостоятельно разрешать конфликты. Всё это влияет на эффективность команды и конкурентоспособность компании.

В каких ситуациях пригодятся методы фасилитации:

● На переговорах и совещаниях, когда нужно достичь конкретных договорённостей и распределить ответственность.
● На стратегических сессиях, когда нужно проанализировать ошибки и определить новый план работы.
● На встречах, которые посвящены объединению команды и обсуждению целей.
● При знакомстве новых руководителей с коллективом.
● При обсуждении условий партнёрства.

Функции фасилитатора

Фасилитатор — человек, который может организовать и провести встречу по правилам фасилитации. Задача фасилитатора — создать безопасную среду и помочь всем участникам высказать мнение, услышать друг друга и прийти к решению.

Елена Соколова
Часто фасилитатор не знает результат, к которому придёт команда в конце обсуждений. Может быть ясна цель. Например, пересмотреть линейку продуктов или оптимизировать HR-процессы. Но шаги для её достижения формируются через диалог. Роль фасилитатора в том, чтобы вовлечь всех участников, организовать среду для обсуждения, построить структуру встречи так, чтобы она не была перегружена и при этом удалось приблизиться к цели.

Какие ещё функции должен выполнять фасилитатор:

Организация и проведение дискуссии. Фасилитатор должен собрать команду, подготовить план обсуждения, объяснить участникам правила и следить за соблюдением времени.
Помощь в выражении мнений. Фасилитатор следит за тем, чтобы у всех участников была возможность высказаться в доверительной обстановке. При необходимости он напоминает участникам правила встречи.
Управление конфликтами. Фасилитатор помогает разрешить разногласия и направляет участников к конструктивному решению проблем.
Фиксация и систематизация информации. Всё, что обсуждает группа, фасилитатор записывает и структурирует. Он выделяет ключевые идеи и выводы.
Достижение консенсуса. Фасилитатор помогает группе принять решение, которое учитывает интересы всех участников.

Елена Соколова
Фасилитатору важно собирать артефакты встречи — конспектировать мнения и идеи. Это можно делать в Miro или, например, в Notion. Важно выделить основные мысли, написать саммари по итогам встречи, дать участникам доступ к заметкам, чтобы можно было в любой момент освежить в памяти идеи и что-то добавить.

Чтобы фасилитатор успешно выполнял свои задачи, он должен:

● быть эмпатичным, открытым к участникам встречи;
● быть стрессоустойчивым, терпеливым, пунктуальным и ответственным;
● уметь вести переговоры, управлять группой, структурировать информацию;
● обладать навыками психолога: например, анализировать характер участника встречи и выбирать подходящий для него стиль коммуникации.

Методы и инструменты фасилитации

Фасилитатор может использовать разные методы и инструменты для проведения встреч. Единой классификации нет. Разберём подробнее несколько из них.


Метод или инструмент


Описание

Мозговой штурм
Каждый участник высказывает свою идею без осуждения других мнений. Чем больше вариантов решения задачи, тем лучше. Когда идеи собраны, участники начинают их обсуждать и в итоге выделяют самые подходящие.
Метод «Me, We, Us — Я, Мы, Нас»
Каждый участник сначала пишет своё мнение на бумаге (me). Затем обсуждает его в небольшой группе из 3–5 человек (we). Результаты обсуждений выносят на общую доску, например, в Miro, и затем обсуждают всей командой (us).
Метод «Мировое кафе»
Работа начинается с мини-групп: участники распределяются по 3–7 человек, садятся за стол и выбирают лидера, который будет фиксировать информацию. Около 20 минут даётся группам на обсуждение идей. Затем участники меняются столами, на своих изначальных местах остаются лишь лидеры. Они рассказывают новой группе о наработках предыдущих участников, и список идей пополняется. После обсуждений команды возвращаются за свои столы, систематизируют информацию и выделяют самые подходящие решения проблемы. В конце лидер их презентует.
Инструмент «Голосование»
После общего обсуждения участникам дают 3–5 голосов, чтобы они распределили их между идеями. Варианты, которые получат меньше всего голосов, дисквалифицируют. Остальные идеи продолжают обсуждать, а затем голосуют ещё раз. Так до тех пор, пока не останется нужное количество идей.
Инструмент «Карусель»
На этапе обсуждения каждый участник высказывается по очереди. Время на выступление отсчитывают с помощью таймера. У каждого есть 2–3 минуты.

Этапы фасилитации

Фасилитация состоит из нескольких этапов, которые помогают создать комфортную среду для обсуждения и найти варианты решения проблем:

Подготовка. Фасилитатор определяет цели и задачи встречи, разрабатывает план мероприятия и выбирает подходящие методы и инструменты: например, мозговой штурм и голосование.

Вступление. Фасилитатор представляется участникам, объясняет цели и правила встречи, настраивает на безопасную и продуктивную атмосферу.

Обсуждение. Каждый участник получает возможность высказаться. Фасилитатор помогает разрешить конфликты и принять решения.

Завершение. Фасилитатор подводит итоги встречи, выделяет основные идеи, над которыми предстоит работать команде. Фиксирует договорённости и распределяет ответственность.

Оценка встречи и обратная связь. Каждый участник получает возможность высказаться о встрече, выделить плюсы и минусы, что понравилось, а что нет.

Главный этап фасилитационной встречи — обсуждение идей. Нужно дать всем возможность высказаться

Примеры фасилитации

Фасилитацию можно использовать во всех сферах, где необходимо коллективное обсуждение. Вот как её применяют, например, в HR-процессах:

Управление ожиданиями. Бывают ситуации, когда руководитель команды ищет новых сотрудников, но его желания не сходятся с реалиями рынка. Например, он предлагает зарплату, за которую хорошего специалиста не найти. В этом случае HR-менеджер может применить фасилитацию для того, чтобы соединить эксперта по рынку и нанимающего менеджера, объединить их для дискуссии и поиска оптимального решения.

Знакомство команды с новичками. Фасилитация необходима, чтобы интегрировать сотрудника в команду. Бывает, что в процессе онбординга возникают конфликты и недопонимание — например, между подчинёнными и их новым руководителем. Важно организовать экологичное пространство для дискуссий.

Обсуждение стратегии развития. Фасилитация нужна, чтобы объединить руководителей департаментов и сотрудников и сформировать общую стратегию развития персонала. Например, определить правила изменения грейдов специалистов, составить список обучающих семинаров, разработать правила ротации людей между отделами.

Решение кадровых проблем. Если, например, в отделе текучка и от одного руководителя постоянно уходят сотрудники, можно провести фасилитационную встречу. Она поможет понять, что идёт не так, и найти решения.

Елена Соколова
Фасилитацию применяют в том числе в работе scrum-мастера — это специалисты, которые ведут команду от спринта к спринту и помогают добиваться поставленных целей. Также фасилитация необходима продакт-менеджерам, которым важно услышать мнения всех вовлечённых в продукт команд.

Совет эксперта

Елена Соколова
Развитие бизнеса и реализация в профессии — это не только про достижение целей, но и про людей, человечное отношение и признание, что каждый может внести свой вклад для достижения результата. Фасилитация помогает создать среду, где можно слышать окружающих и быть услышанным самому. Развитие личности и команды идёт быстрее, когда есть возможность обмениваться опытом и находить решения вместе. Поэтому в HR-процессах и развитии продуктов или проектов стоит внедрять инструменты и методологии, которые позволяют профессионалом говорить на одном языке и вместе находить нетривиальные решения.
Статью подготовили:
Елена Соколова
Телеграм-канал Карьера без багов
Автор, карьерный консультант в менеджменте и IT, продакт-менеджер
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Thu Jul 18 2024 09:52:40 GMT+0300 (Moscow Standard Time)