В любых компаниях накапливается много информации. Аналитик собирает данные, сортирует их, очищает от ошибок и повторов, интерпретирует и делает выводы.
Не просто выдаёт отчёты и графики, а предлагает бизнесу решение проблемы: как улучшить продукт, снизить затраты на производство или выбрать место для нового магазина.
Аналитики востребованы в крупных компаниях с большими бюджетами. Сфера может быть любой: IT, логистика, недвижимость, финтех. Есть вакансии для удалённой работы, поэтому профессию можно получить в декрете и трудиться дома.
Типичные задачи аналитика данных:
● Просчитать, какой вариант выгоднее. Например, сравнить окупаемость рекламных кампаний или бизнес-моделей.
● Провести А/B-тестирование. Например, оценить эффективность двух лендингов с разным расположением кнопки заказа.
● Сделать выгрузку данных по запросу. Допустим, сколько квартир премиум-класса было продано агентством недвижимости за год.
● Провести исследование. Проанализировать внутренние данные компании и внешние показатели рынка, найти слабые места и точки роста бизнеса.
● Отследить метрики и дать рекомендации по их оптимизации. Например, как увеличить количество продаж или средний чек.
Выводы аналитик отдаёт в виде отчётов, таблиц и дашбордов.
Что нужно знать и уметь. Разбираться в метриках эффективности бизнеса. Знать основы математического анализа и статистики, язык программирования Python или R. Уметь писать SQL-запросы. Представлять результаты в программах: Excel, Tableau и Power BI.
Кому подойдёт специальность. Человеку, который обладает логическим мышлением. Кроме того, аналитику нужно быть коммуникабельным, чтобы уточнить запрос или понятно объяснить результаты работы.
Сколько платят: по данным Работа.ру, средняя зарплата составляет 65 000 ₽. Аналитик-стажер может получать от 25 000 ₽, специалист с опытом от года — 110–250 000 ₽.
Катерина Михеева, окончила курс «Анализ данных»
Я пошла на курсы в третьем декрете. До этого около десяти лет работала маркетологом, всегда нравилось анализировать метрики и делать выводы. Курс по аналитике в Практикуме выбрала по отзывам знакомых. Прошла бесплатную часть, и мне понравилось: материал не надо конспектировать, все знания закрепляются в тренажёре. Можно заниматься буквально с ребёнком на руках, в своём темпе.
На обучение уходило примерно 20 часов в неделю ― весь курс прошла за год. У меня трое детей и была ещё небольшая подработка. Чтобы не учиться ночами, наняла няню на три часа в день, на выходных помогал муж. Был момент, когда учёба давалась тяжело и хотела всё бросить, но меня очень поддержал наставник.
Работу после декрета нашла за неделю. Сделала в резюме акцент на опыт в маркетинге и продавала себя как аналитик-маркетолог. Так может поступить любой выпускник: врач будет востребован в медицинских компаниях, а учитель — в образовательных онлайн-проектах. Уже три месяца работаю аналитиком-маркетологом в Билайн. График гибридный: три дня удалённо из дома, два — в офисе. Работа нравится: мои решения часто оказываются полезными и внедряются в практику, это очень мотивирует.
Студенты курса «Аналитик данных» учатся обрабатывать данные, делать выводы, строить дашборды на рабочих задачах из бизнеса, получают опыт и проекты в портфолио.
Основная цель интернет-маркетолога — продвижение товаров и услуг компании в онлайне: поисковиках, соцсетях, сообществах. Он помогает привлечь пользователей на сайт и увеличить количество покупок. Например, проверяет видимость сайта в поисковых системах.
Задачи, которые решает интернет-маркетолог:
● Изучает рынок и конкурентов. Анализирует спрос и предложения других компаний: чем отличается их продукт, насколько дороже или дешевле его продают.
● Исследует целевую аудиторию. Чтобы понять, как продавать продукт, маркетолог определяет основные характеристики клиентов: пол, возраст, место проживания, доход и потребности.
● Разрабатывает стратегию продвижения. После анализа компании, продукта и рынка специалист составляет план действий, который поможет повысить продажи.
● Запускает рекламные кампании и оценивает их эффективность. Он выбирает площадки для продвижения, смотрит, какие каналы и объявления принесли больше продаж при более низких затратах на рекламу.
● Ставит задачи команде: SEO-оптимизатору, дизайнеру, копирайтеру, контролирует их выполнение. Если в штате нет нужных специалистов, интернет-маркетолог может сам писать посты, рисовать картинки для креативов или подключать сайт к сервисам аналитики.
Что нужно знать и уметь. Разбираться в основных метриках бизнеса и маркетинга. Строить воронки продаж, запускать рекламные кампании в Яндекс Директ, MyTarget, ВКонтакте. Знать основы поисковой оптимизации сайтов, пользоваться сервисами веб-аналитики: Яндекс Метрикой и Google Analytics. Рассчитывать юнит-экономику.
Кому подойдёт специальность. Тем, кто обладает эмпатией и интересуется поведением других людей, — иначе сложно продвигать продукт или управлять командой. Нужен аналитический склад ума, чтобы работать с информацией и выбирать эффективные стратегии.
Сколько платят: по данным ГородРабот.ру, средняя заработная плата — около 60 000 ₽, новичок получает — от 30 000 ₽, специалист с опытом от трёх лет — 120–150 000 ₽.
Дмитрий Драбкин, директор по маркетингу Bnovo, ревьюер курса «Интернет-маркетолог»
В профессии много направлений, и каждая может найти что-то для себя: нравятся цифры — больше заниматься аналитикой, например, анализом результатов кампаний, хочется творчества — идти в таргетированную или контекстную рекламу и самой её запускать — придумывать креативы, подбирать изображения, экспериментировать.
Обучение и работу можно совмещать с воспитанием детей. Для занятий потребуется около 15 часов в неделю, что возможно даже в декрете, работать можно удалённо и неполный день. Пользуясь знаниями с курса, студентки продвигали свой бизнес: выпечку тортов, вязание одежды или развивающие занятия для детей.
Все тонкости профессии можно изучить на курсе «Интернет-маркетолог». Студенты продумывают тактики привлечения клиентов, строят воронки продаж, запускают кампании и анализируют результаты. Опытные маркетологи дают обратную связь по каждой работе, а кураторы помогают сохранить интерес к учёбе и соблюдать сроки.
Занимается подбором IT-специалистов. Особенность работы в том, что кандидатов бывает меньше, чем вакансий. Чтобы найти специалиста, нужно не только размещать объявления, но и читать профильные статьи, следить за новостями в IT-компаниях. Подходящий кандидат часто не ищет работу, его нужно заинтересовать и убедить перейти в другую компанию.
IT-рекрутером можно работать в декрете: удалённо в штате компании, кадровом агентстве или вести проекты как фрилансер. Обязанности зависят от опыта. Новичку чаще предлагают роль сорсера, который занимается только поиском подходящего кандидата. Профессионал закрывает полный цикл задач:
● Составляет портрет кандидата по информации от работодателя. Описывает специальность, стек, опыт в проектах, интересы.
● Пишет текст вакансии и публикует её на разных ресурсах. Использует телеграм-каналы, тематические чаты, сайты-агрегаторы вакансий.
● Ищет кандидата на различных площадках с помощью поисковых запросов и расширений.
● Устанавливает контакт с кандидатом и проводит первичное интервью. Оценивает, насколько его навыки и опыт соответствуют вакансии.
● Сопровождает кандидата в ходе этапов отбора. Поддерживает его интерес к потенциальному месту работы.
● Оформляет оффер и помогает новому сотруднику адаптироваться в новом коллективе.
Что нужно знать и уметь. Знать стек и обязанности разных специалистов, то есть разбираться в том, кто какими языками программирования и фреймворками владеет, какие задачи выполняет. Уметь составлять вакансии, использовать разные каналы и инструменты поиска. Плюсом будет знание английского языка.
Кому подойдёт специальность. Тем, кто понимает людей, быстро находит к ним подход. Пригодятся стрессоустойчивость и навыки тайм-менеджмента — кандидаты не всегда идут на контакт, а вакансии нужно закрыть в срок.
Сколько платят: по данным Zarplan, средняя зарплата — около 129 000 ₽. Новички получают от 40 000 ₽, опытные охотники за кадрами — от 70 000 до 180 000 ₽.
Ольга Рубакова, окончила курс «IT-рекрутер»
Я окончила курсы менеджера по персоналу и прошла путь от ассистента до руководителя группы подбора. Занималась массовым подбором для магазинов, ресторанов. Был бесконечный поток соискателей, постоянно думала, где ещё разместить объявления, одно и то же изо дня в день. И так я проработала десять лет.
В декрете поняла, что не хочу возвращаться в офис. Я хотела поменять сферу, но при этом остаться в профессии, мне нравилось работать с людьми. Давно поняла, что IT-специалисты очень востребованы. Поэтому выбрала курс в Практикуме.
Курс длился три месяца. У меня сыновья-двойняшки, на тот момент им было два года. В учёбе очень помогло то, что я не стеснялась делегировать. На несколько часов в день приходили бабушки, помогал муж, часть уроков проходила во время дневного сна детей. Занималась по часу-два, но каждый день. И не упрекала себя, если что-то не успела дома или по учёбе.
После обучения разместила резюме на HeadHunter. Так меня нашёл первый клиент, а дальше пошло по сарафанному радио. Сейчас работаю по договору как самозанятая с несколькими компаниями, подбираю диджитал и IT-специалистов. Основной клиент — крупная онлайн-школа кондитеров. Еще я ревьюер в «Карьерном треке» Яндекс Практикума, помогаю выпускникам подготовить сопроводительные письма и резюме. Нагрузку определяю сама. Занята 6–8 часов в день, преимущественно с утра.
Работа очень нравится. Она интереснее массового подбора, каждая вакансия — вызов, погружение в новые технологии, языки, программы. Это здорово прокачивает и самого рекрутера. Кроме того, не надо тратить время на дорогу в офис и сидеть там восемь часов. Дома работаю эффективнее, много времени освобождается на семью, хобби и другие личные дела.
IT-рекрутерам нужно уметь составлять воронку подбора, пользоваться сервисами и расширениями для поисковых запросов и находить кандидатов, даже если их нет в открытых источниках, вести переговоры и отрабатывать возражения. Эти навыки можно получить на курсе «IT-рекрутер».
Один из вариантов, кем можно работать в декрете. Сфера широкая, и дизайнер может выбрать занятие на свой вкус: создавать буклеты, схемы и карты, придумывать мерч и упаковку продуктов или создавать фирменный стиль компании.
Главное в любом дизайне — передать идею и настроение бренда через образ. Сделать так, чтобы человек с первого взгляда понял, что этот продукт для него. Чтобы точнее подобрать смыслы, дизайнер проводит исследование аудитории или запрашивает его у маркетолога. Затем выбирает подходящие цвета, шрифты и стиль иллюстраций.
Графический дизайнер может специализироваться в одном направлении, допустим, работать в издательстве и оформлять книги, брошюры. Или устроиться в студию и решать разные задачи — делать баннеры, обложки для статей, разрабатывать логотипы. Примерный список обязанностей графического дизайнера:
● Заполнить бриф с клиентом. Узнать о работе компании, чем её продукт отличается от конкурентов, для чего нужен дизайн.
● Изучить целевую аудиторию. Для кого предназначен продукт и какую проблему решает.
● Собрать референсы и сделать мудборд. Подобрать примеры работ в определённых стилях и оттенках.
● Создать дизайн в графических редакторах и других программах.
● Подготовить макет к печати. Проверить, чтобы он соответствовал техническим требованиям, например, чтобы хорошо читался текст.
Что нужно знать и уметь. Хорошо рисовать не обязательно, скорее пригодятся навыки работы в графических программах: Figma, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator. Нужно разбираться в цвете, композиции и типографике, понимать цель работы и психологию людей.
Кому подойдёт специальность. Тем, кто может работать как творчески, так и в рамках определённых правил. Дизайнеру важно обладать эмпатией, уметь общаться с людьми и адекватно относиться к критике: дизайн часто оценивают на уровне «нравится или не нравится».
Сколько платят: по данным Работа.ру, средняя зарплата составляет 63 000 ₽. Новички могут рассчитывать на доход от 25 000 ₽, опытные специалисты — от 120 000 ₽.
Алевтина Гринмирис, ревьюер на курсах «Графический дизайнер», «Коммуникационный дизайнер», «Коммерческий иллюстратор», графический дизайнер
Дизайнер может работать удалённо в штате компании или как фрилансер.
Это совместимо с уходом за ребёнком. Работу над заказом можно разделить на четыре этапа. Первый — общение с клиентом: заполнить бриф, уточнить ТЗ, стоимость и сроки. Разговаривать по телефону можно в любое время, пока ребёнок играет, спит, гуляет.
Второй этап — анализ данных о проекте, сбор референсов и придумывание концепции. Тут удобнее работать за компьютером, но записывать идеи можно и в телефон. Там же собирать мудборд или фиксировать мысли в блокноте, этот этап тоже совместим с заботой о ребёнке.
Третий этап — отрисовка идеи, подготовка макета и презентация его клиенту. На этом этапе нужно сосредоточиться и поработать за компьютером. Это можно делать в дневной сон, вечером после укладывания или пока с ребёнком родственники. Последний этап — правки, и его тоже можно вписать в расписание. Тут то же самое, что и на третьем этапе, но времени тратится меньше, если бриф был заполнен правильно.
На курсе «Графический дизайнер» опытные наставники научат разбираться в необходимых программах и выполнять все этапы работы над заказом, помогут довести проекты до профессионального уровня и собрать портфолио. После обучения можно начать работу по специальности.
Елена Соколова
Декрет — время перемен. Если что-то не устраивает в профессии или по ней нет возможности работать в декрете, можно выбрать новую и реализовать свой потенциал. Ориентироваться нужно не только на зарплату, но и на свои интересы. Тогда работа будет не истощать внутренние ресурсы, а давать силы.
Начать выбирать лучше с анализа — что специалистка уже умеет делать и чем интересуется, о чём читает статьи, смотрит видео в свободное время. Если сложно определиться, поможет простая табличка: какие рабочие задачи нравятся, а какие нет. Например, тем, кто работает в Excel через «не хочу», подойдут более творческие задачи, или те, где больше общения с людьми.
Будет здорово поговорить со специалистами профессии, которая заинтересовала, узнать её плюсы и минусы. Практикум даёт возможность не только получить новые навыки, но и общаться с опытными наставниками. Чтобы определиться, можно бесплатно пройти профориентацию и начало курса по любой специальности.
Читать также: