Менеджмент • 15 декабря 2023 • 5 мин чтения

Тимлид: чем занимается и как им стать

Чтобы IT-команда слаженно работала и вовремя сдавала проекты, ей нужен лидер. Рассказываем, за что отвечает тимлид, как им стать и без каких навыков не обойтись.

Кто такой тимлид

Тимлид (от англ. team lead или team leader) — это руководитель, который планирует и организует работу команды, распределяет задачи между сотрудниками, мотивирует их,
отвечает за результаты перед заказчиком. Тимлид управляет небольшой командой, в которой обычно не больше 10—12 человек.

Обязанности тимлида

В идеале тимлид — это человек, который руководит сотрудниками, а значит, отвечает за весь управленческий цикл. Вот основные обязанности тимлида:

Синхронизировать цели компании и команды. Одна из главных задач тимлида — совместить интересы бизнеса и команды. Для этого он должен разбираться в структуре, ценностях, бизнес-задачах компании и доносить их до сотрудников. Так каждый сотрудник будет понимать свою роль в команде и вклад в общее дело.

Планировать работу команды. Чтобы команда выполняла работы в срок, тимлид распределяет задачи исходя из опыта и нагрузки каждого сотрудника.

Организовывать рабочие процессы в команде. Если не выстроить рабочие процессы, сроки будут срываться. Чтобы этого избежать, тимлид выстраивает процессы. Например, объясняет, где и как команда должна получать и сдавать задачи, помогает создать и актуализировать бэклог задач, распределяет ответственность.

Мотивировать сотрудников. Если у команды неинтересные задачи и некомфортные условия работы, есть вероятность, что сотрудники будут уходить. Поэтому важно правильно мотивировать команду.

Контролировать процессы и результат. Без контроля команда не сможет достичь поставленных целей. Тимлиду важно следить не только за конечным результатом, но и за нагрузкой сотрудников. Например, команда начала работу над проектом, и в процессе выяснилось, что задач много и нужно привлечь ещё пару специалистов. Если бы тимлид не увидел, что коллеги не справляются, проект мог бы провалиться.

Юлия Аравина, коуч IT-руководителей и команд, психолог

Тимлид всегда знает, чем занимаются и «горят» его сотрудники, умеет подобрать ключ к каждому и понимает, что в данный момент необходимо. Часто тимлидами становятся сотрудники, которые отлично разбираются в технической части. Получается, что человек совмещает две роли: пишет код и координирует работу команды. Но тимлиду не обязательно глубоко разбираться в разработке или анализе данных — важнее помогать команде двигаться к цели.

Студенты «Курса по управлению командой разработки» тренируются руководить процессами и ресурсами, общаться с командой и заказчиками. Начинающие тимлиды вместе с наставниками разбирают кейсы на индивидуальных консультациях и учатся принимать управленческие решения на воркшопах с одногруппниками.

Работодателю, который ищет тимлида разработчиков, прежде всего важны развитые у кандидатов профессиональные навыки

От тимлида редакторов ожидают опыта управления командой и профессиональных навыков, которые нужны для работы с текстами

Юлия Аравина

Я много работаю с начинающими тимлидами — чаще всего им не хватает софтскилов: навыков тайм-менеджмента и грамотного контроля, умения расставлять приоритеты и слушать людей.

Разберем подробнее, какие гибкие навыки нужны тимлидам:

Тайм-менеджмент. Если тимлидом становится эксперт, который работает 40 часов в неделю, к его обязанностям добавляются новые — управленческие, — и нагрузки становится больше. Чтобы не работать теперь 60 часов в неделю, тимлид должен делегировать часть экспертных обязанностей и заниматься в основном менеджерскими задачами.

В идеале у начинающего тимлида количество менеджерских задач увеличивается, а задач разработчика становится меньше. Но в реальности задачи тимлида часто надстраиваются над экспертными

Материал по теме:

Тайм-менеджмент: как управлять временем, чтобы жить дома, а не на работе

Умение расставлять приоритеты. Пригодится, чтобы планировать задачи — свои и команды. Тимлид, который умеет расставлять приоритеты, сможет научить этому сотрудников.

Контроль. Есть две крайности, с которыми сталкиваются начинающие тимлиды. Первая — так называемый «чайка-менеджмент». Руководитель даёт сотруднику задачу и каждые пять минут спрашивает: «Ну как, ты уже продвинулся? А сейчас как дела? Прошло уже 15 минут, а ты ещё ничего не сделал».

Вторая крайность — полное отсутствие контроля. Такое бывает с тимлидами, которые давно работают с коллегами и считают, что тем можно полностью доверять. А если сотрудников контролировать — даже минимально, они будут считать, что «новый старый» начальник им не доверяет, и отношения испортятся.

Юлия Аравина

Микроменеджмент мешает работать и тимлиду, и членам команды. Причина в высоком уровне тревоги: когда сотрудник отвечает только за себя, это один уровень ответственности. А когда приходится руководить командой, тимлид также отвечает за процессы. Но при этом уровень доверия пока не настолько высок, чтобы не контролировать каждый шаг сотрудников.

Умение слушать и слышать коллег. Для этого нужно проводить встречи — общие и в формате «один на один». Начинающий руководитель часто думает, что он отвечает только за процессы и результаты работы команды. Это так, но не стоит забывать, что команда — это люди, поэтому задача тимлида — работать не только с результатом, но и с людьми.

Юлия Аравина

Когда тимлид был экспертом, он взаимодействовал с коллегами на одном уровне. В начале пути бывает сложно перефокусироваться и посмотреть на команду с другой стороны. Тимлиду важно уметь распознавать эмоции другого человека, убеждать и мотивировать.

Самомотивация. Настроение команды и её отношение к переменам зависит в том числе от того, как тимлид сам смотрит на любые изменения и какими фразами их встречает.

Юлия Аравина

Кто-то встречает перемены словами: «Что же делать?!» Если тимлид будет так реагировать при коллегах, команда будет делать то же самое и сопротивляться новому. Одна из задач тимлида — учитывать интересы компании и достигать поставленных целей. Это возможно, только если смотреть на изменения как на возможности, а не как на наказание.

Сложности в работе тимлида

Разберёмся, что начинающим руководителям даётся сложнее всего.

Принимать непростые решения

Тимлид всё время балансирует между интересами команды и бизнеса, поэтому периодически ему приходится делать сложный выбор. Например, если в компании идут сокращения, тимлиду приходится отказаться от неэффективных сотрудников.

Адаптироваться к сложным ситуациям
Часто тимлиды — командные игроки. Для них отношения с коллегами важнее, чем административный результат. Но при этом им приходится доносить до команды неприятные решения и убеждать сотрудников в необходимости изменений.
Позиционировать себя как руководителя

У начинающих тимлидов может развиться синдром самозванца и появиться мысли вроде: «Я не делаю ничего особенного, просто чуть больше отвечаю за результаты команды». Из-за таких рассуждений отстаивать интересы команды за её пределами может быть непросто.

Где работает тимлид и как им стать

Понятие team lead появилось в IT-сфере. Сейчас тимлиды работают в IT-компаниях, банках, ритейле, финансовой сфере, телекоме, E-commerce. Так называют линейных руководителей команд разработчиков, тестировщиков, аналитиков. Тимлиды есть и в смежных сферах: HR, диджитал-маркетинге, дизайнерских, редакторских командах. Есть две возможности стать тимлидом:

1. Вырасти из эксперта. Член команды — разработчик, тестировщик или аналитик — развивается и становится наставником для начинающих специалистов. Затем он органично вырастает в тимлида.

2. Применить софтскилы. Подходит для специалистов с развитыми гибкими навыками и эмпатией, которым интересно организовывать, слушать и слышать людей, чувствовать настроение команды.

Начинающему тимлиду в любом случае придётся «доращивать» свои навыки: в первом случае — прокачать софтскилы, во втором — погрузиться в технические аспекты.

Совет эксперта

Юлия Аравина

Если эксперт не устаёт от общения с людьми, вдохновляется организацией процессов и очень хочет делать что-то масштабное, ему стоит попробовать себя в роли тимлида. Для начала можно стать скрам-мастером в команде и оценить свои силы в коммуникации, организации встреч, менторстве. Можно двигаться небольшими шагами, после которых специалист поймёт, что ему действительно интересно развиваться в сфере управления.
Статью подготовили:
Яндекс Практикум
Коуч IT-руководителей и команд, психолог
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Fri Oct 11 2024 09:45:48 GMT+0300 (Moscow Standard Time)