Маркетинг  •  07 июля 2024  •  5 мин чтения

Профессия интернет-маркетолога: что нужно делать и сколько можно зарабатывать

Читайте, чтобы узнать, кто такой интернет-маркетолог: что он должен делать, а главное — какие задачи не входят в его обязанности. На примере задач почти настоящего маркетолога Ивана разберём, в чём плюсы и минусы профессии, и посмотрим, сколько можно заработать.

Кто такой интернет‑маркетолог

Интернет-маркетолог — ещё говорят digital-маркетолог — отвечает за продвижение бизнеса в интернете. Этот специалист предлагает руководителям компании идеи, как продавать больше и привлекать клиентов дешевле. Всё, что руководство согласовало, маркетолог передаёт команде: ставит задачи сотрудникам, следит за дедлайнами и качеством работы, анализирует результаты.
Интернет-маркетолог подчиняется руководителю отдела или директору компании. Зависит от величины бизнеса и структуры

Ключевые показатели эффективности (KPI) интернет-маркетолога:
Трафик — сколько посетителей пришло на сайт.
Лиды — сколько человек захотело заказать продукт: написало, позвонило, заполнило заявки.

Приведём пример, как в реальности может работать интернет-маркетолог. Знакомьтесь с Иваном: он работает в онлайн-магазине товаров для ремонта «Домик». Иван отвечает за то, чтобы ежемесячно на сайт приходило все больше посетителей и росло количество заказов. Он предложил директору магазина варианты, как можно повысить количество продаж. Директор утвердил некоторые идеи, а Иван распределил задания среди сотрудников и подрядчиков. Например, Иван пришёл с идеей:

Согласовав проект, Иван расписал задачи и сроки:

И дал задания специалистам:

  • Составил контент-план, ТЗ на статьи и отдал их в работу копирайтеру:
  • Проанализировал сайт. Места, откуда пользователи чаще всего уходят, предложил переделать. Для этого поставил задачи IT-специалисту:

После того как на сайте появился блог и новые элементы, Иван стал следить за динамикой — как изменились показатели: поведение пользователей на сайте, конверсии и другие.

Что делает интернет‑маркетолог

Работа интернет-маркетолога сводится к тому, чтобы увеличить прибыль компании. Этого можно добиться, развивая бренд, запуская рекламу, улучшая маркетинговые воронки — то есть работая над тем, чтобы как можно больше людей в интернете оставляли заявки и покупали товары или услуги. Обязанности интернет-маркетолога могут быть разными в зависимости от структуры компании. Как правило, каждому специалисту по интернет-маркетингу важно:
  • быть в курсе рынка: знать обо всех изменениях, прогнозировать спрос;
  • анализировать порталы и стратегии других компаний;
  • изучать целевую аудиторию;
  • разрабатывать стратегии продвижения: согласовывать планы с руководством, распределять задачи среди сотрудников компании, анализировать результаты;
  • находить и контролировать исполнителей вне штата;
  • управлять бюджетом;
  • следить за трафиком и другими аналитическими данными: вовремя реагировать, если падают посещаемость и продажи, или, наоборот, понимать, почему трафик и продажи растут, и улучшать этот результат.
Хороший маркетолог прогнозирует, какие площадки дадут лучший результат — помогут привести заинтересованных покупателей в магазин:
Иван работает в первую очередь с гипотезами из первого и второго столбцов. И не трогает инструменты, от которых не получит результата
Материал по теме:
Зачем на самом деле нужны отзывы в интернете: как работает SERM

Что должен знать и уметь интернет-маркетолог

Это одна из профессий в IT без программирования. Чтобы решать профессиональные задачи, специалист должен хорошо разбираться в следующих направлениях:
  • SEO — поисковая оптимизация;
  • SEM — поисковый маркетинг и контекстная реклама;
  • email-маркетинг;
  • SMM и таргетированная реклама — продвижение через социальные сети;
  • контент-маркетинг.
Посмотрим подробнее на эти инструменты.
Search engine optimization (SEO) — поисковая оптимизация

Чтобы на сайт приходило как можно больше людей из поиска, он должен находиться как можно выше в выдаче Яндекса и гугла. Для этого SEO-оптимизатор анализирует статистику запросов и настраивает страницы так, чтобы пользователь мог найти самый полный ответ на свой вопрос. Также оптимизатор следит, чтобы сайтом было удобно пользоваться: если человек не может сразу найти нужную кнопку, он уйдёт и ничего не закажет.

Оговоримся: Иван — супергерой. На деле конверсии будут значительно ниже. В примере показываем примерные расчёты
Иван определил, что запрос «купить обои в интернет-магазине» пользователи вводят больше 14 тысяч раз в месяц. Ему удалось вывести сайт по этому запросу в топ-10: когда люди вбивают такую фразу, они видят магазин «Домик» на первых строчках. 4000 человек заходят на сайт, 1000 — звонит и пишет менеджерам или добавляет товар в корзину. Дальше с заказом работает отдел продаж. Таким образом, в нашей вселенной только по одному запросу Ивану удаётся получить 4000 заходов и 1000 заявок. А таких запросов десятки.
Search engine marketing (SEM) — поисковый маркетинг и контекстная реклама.

SEM — это тоже продвижение в поисковой выдаче, но всегда за деньги. Главное тут — найти верные ключи, правильно указать характеристики людей, которые должны увидеть сайт, и запустить рекламу. То есть если Иван продаёт обои в Москве, то рекламу не должны видеть люди из Хабаровска, которые пользуются поисковиком, чтобы заказывать пиццу.

Если всё сделано правильно, пользователи будут видеть ссылку с пометкой «Реклама» вверху поисковой страницы
Email-маркетинг

Продажа с помощью рассылок становится эффективным инструментом digital-маркетолога, если специалист:

  • знает, как собрать, сохранить и увеличить базу клиентов;
  • умеет сегментировать базу и не шлет одинаковые письма всем подряд, например не предлагает купить обои в нежный цветочек молодым холостякам — разве только тем из них, кто уже интересовался обоями в цветочек;
  • определяет, когда и с какой периодичностью лучше делать рассылки;
  • находит цепляющие заголовки, которые побудят человека открыть письмо;
  • умеет составить письмо так, чтобы клиент почувствовал, что получит что-то полезное, и перешёл по ссылкам.

Social media marketing (SMM) и таргетированная реклама — продвижение через социальные сети

Интернет-маркетолог предполагает, какими соцсетями пользуется целевая аудитория компании, и именно там заводит аккаунты. Так компания поддерживает лояльность клиентов и продаёт товары или услуги подписчикам. Платный инструмент продвижения в соцсетях — таргетированная реклама: настройка кампаний на аудиторию по социальным, возрастным, географическим и другим параметрам. С помощью такой рекламы можно охватить людей, не подписанных на аккаунт, и превратить их в подписчиков или сразу начать продавать им что-то.

Контент-маркетинг

Статьи можно размещать не только на сайте компании. Маркетолог пользуется медийными платформами, договаривается с блогерами, узнает условия размещения в СМИ. Важно, чтобы целевая аудитория бизнеса и аудитория площадки совпадали.

Иван договорился о сотрудничестве с дизайнерами. Они отмечают товары «Домика» у себя в блоге или в соцсетях, а «Домик» рассказывает подписчикам о проектах дизайнеров со ссылкой на их страницы
У интернет-маркетолога есть и другие инструменты: работа с видеоконтентом, продвижение приложений в сторах, сквозная аналитика, которая помогает точнее оценить вклад каждого рекламного канала в прибыль бизнеса, и прочие. Знать всё досконально вряд ли получится, слишком бурно развивается онлайн-индустрия, но важно понимать, когда стоит использовать конкретный инструмент и каких ждать результатов.

Плюсы и минусы профессии интернет-маркетолога

Плюсы

Digital-маркетолог Иван любит свою работу, потому что:

✅ Хорошо зарабатывает.

✅ Получает много интересных и разносторонних задач: нужно сочетать аналитику, технические навыки и творчество — скучать не приходится.

✅ Знает, что он востребованный специалист: Иван уверен, если уйти из этой компании, другое место он найдёт очень быстро.

✅ Может развиваться сразу в нескольких направлениях и зарабатывать дополнительно на своих проектах, например в SEO или SMM.

Минусы

Но сложности в работе специалиста по интернет-продвижению тоже есть:

❌ Не все работодатели чётко понимают, чем занимается интернет-маркетолог.

Из-за этого либо ждут слишком многого, либо дают лишние задания, которые не входят в компетенцию такого специалиста. Чтобы этого не случилось, ещё на этапе собеседования нужно чётко проговорить с работодателем задачи: как видят обязанности веб-маркетолога обе стороны.

❌ Нужно постоянно следить за огромным объёмом информации.

❌ Чтобы начать карьеру, нужно многому научиться.

Сколько зарабатывает интернет-маркетолог

В мае 2023 года большинство работодателей на HeadHunter предлагали вакансии интернет-маркетолога по ставке 70 000 ₽. Зарплата ассистента маркетолога начинается от 20 000 ₽.

Интернет-маркетолог может рассчитывать на зарплату от 65 000 до 230 000 ₽. Источник: КАУС

Где можно получить профессию маркетолога

В вузах получить специальность digital-маркетолога с нуля пока нельзя. В некоторых учебных заведениях есть факультет маркетинга или эту дисциплину преподают на факультетах рекламы и связей с общественностью. Но вузы пока обучают традиционному маркетингу, без основ работы с интернет-инструментами. Можно освоить базовые инструменты по отдельности, изучив основы SEO и программирования, работы с контекстной рекламой, SMM, веб-аналитики. Либо получить все знания сразу на курсах в онлайн-школах.
Один человек хотел сменить профессию и стать интернет-маркетологом. Он подумал-подумал — и решил, что один курс лучше, чем десять
Яндекс Практикум разработал курс, на котором можно глубоко освоить профессию интернет-маркетолога с нуля. Программа учитывает знания, необходимые для профессии, и даёт базу, которая поможет выпускнику сразу по окончании курса найти место с зарплатой больше 100 тыс. рублей.

Статью подготовили:

Редакция Практикума

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Nov 12 2024 13:10:10 GMT+0300 (Moscow Standard Time)