Портфолио (от итал. portafoglio — «портфель») — это список работ или проектов, которые выполнил специалист. Например, у дизайнера в портфолио будут брендбуки и фирменные стили для компаний, у веб-разработчика — сайты и приложения.
Рекрутер смотрит портфолио, чтобы оценить, что умеет кандидат. Чем оно привлекательнее, тем больше предложений можно получить.
Эти документы часто путают. Они оба нужны для трудоустройства и рассказывают о специалисте, но по-разному.
Резюме можно сравнить с анкетой, в нём указывают желаемую должность, образование, перечисляют места работы, навыки и достижения. Его цель — заинтересовать рекрутера, чтобы он посмотрел остальные документы или пригласил на собеседование.
Портфолио подтверждает примерами навыки из резюме. Например, интернет-маркетолог в резюме указывает период работы в компании и обязанности. А в портфолио — проекты, которые отражают его успехи за это время: рекламные кампании, которые принесли нужные лиды, воронки с высокой конверсией.
Детали, которые раскрывают в каждом примере:
● задача;
● инструменты, которые помогли её решить;
● сложности, которые возникли в процессе;
● результат, желательно в цифрах.
Объём портфолио зависит от опыта специалиста: чем дольше он в отрасли, тем больше хороших работ.
Портфолио веб-разработчика со стажем более 10 лет. Лучше показывать примеры работ так, как они используются. Например, приложения — в мокапе телефона, а сайты — на экране компьютера
Портфолио для приёма на работу пригодится не только людям творческих профессий, например дизайнерам или копирайтерам. Оно нужно и другим специалистам:
● маркетологам;
● проджект-менеджерам;
● аналитикам;
● специалистам по Data Science;
● разработчикам.
Специалистам, которые занимаются эксплуатацией и мониторингом, то есть системным администраторам, DevOps-инженерам, тестировщикам, сложнее представить проекты. Руководителю нужно оценить найденные дефекты и работу по их устранению, а это трудно сделать, когда продукт не знаком. Поэтому эти специалисты основную информацию выносят в резюме: указывают проекты, примерный размер сервисов на поддержке и список применяемых технологий.
В остальных случаях собирают портфолио, которое помогает не только получить работу, но и решить другие задачи:
● Сэкономить время. Специалист может откликнуться на большее количество вакансий, а на грамотно составленное портфолио с отличными кейсами рекрутеры и заказчики придут сами.
● Выбрать подходящие проекты. Работодатели в первую очередь обращают внимание на примеры, близкие к их задачам. Поэтому лучше размещать в портфолио те проекты, над которыми нравится работать.
● Помочь с самопрезентацией. Некоторые соискатели боятся рассказать о себе, из-за чего могут не получить должность, даже если владеют нужными навыками. Примеры работ позволяют пропустить или сократить этот этап.
● Увеличить чек. Хорошие кейсы в портфолио послужат основанием для увеличения зарплаты, а фрилансерам помогут создать поток заявок от заказчиков, из которых можно выбрать самые выгодные предложения.
● Расти в профессии. Когда специалист описывает проект для портфолио, то рассказывает, как добился результата, что помогает тренировать софтскилы.
Как будет выглядеть портфолио для поиска работы, зависит от специализации и того, где пройдёт собеседование. Есть два варианта оформления:
● Печатное портфолио — папка с примерами работ. На титульном листе указывают Ф. И. О. и профессию, дальше располагают проекты, которые отсортированы по темам. Квалификацию подтверждают дипломами и отзывами клиентов.
Такое портфолио подходит для личных встреч с работодателем, например, в офисе или кафе. Но в последнее время его почти не используют: проще взять с собой ноутбук, чем распечатывать работы. Для программистов оно и вовсе бесполезно — нельзя оценить код по скриншотам сайта.
● Цифровое портфолио — это база с работами в электронном виде, её размещают в соцсетях, на личном сайте или специальных платформах, например GitHub или Behance. Ссылку отправляют работодателю или используют для пассивного поиска клиентов. Электронное портфолио легко обновить: достаточно удалить лишние работы и загрузить новые.
Вариант подходит диджитал-специалистам, особенно тем, кто планирует работать удалённо. У цифрового портфолио есть и минусы, основной — возможность плагиата. Чтобы примеры не присвоили себе мошенники, можно накладывать на изображения водяные знаки или размещать работы на площадках, где указывают автора.
Чтобы собрать портфолио, нужно выбрать проекты, составить к ним описание, подобрать иллюстрации и загрузить на несколько площадок.
Обычно проблемы у начинающих специалистов возникают на первом этапе — им не хватает работ для электронного портфолио.
Виктория Игнатенко
Все портфолио новичков похожи — это боль, о которой часто говорят работодатели. Учебные проекты однотипны, они проверены ревьюерами, и ошибок нет, из-за этого сложно оценить уровень специалиста.
Поэтому, чтобы показать свои навыки, нужно сделать что-то дополнительно. Идеи можно брать из повседневной жизни: например, доставка вкусных осетинских пирогов на районе, у которой нет площадки в интернете. Если прийти к локальному бизнесу и предложить сделать бесплатно сайт или дизайн, мало кто откажет.
В портфолио добавляют тестовые задания, работы с хакатонов или конкурсов, даже если они не заняли призовые места. Вариант для разработчиков — добавить pet-проекты. Необязательно делать что-то сложное, достаточно коротенькой игры или планировщика задач.
Сайт выпускника курса «Веб-разработчик» Дмитрия Калугина. Тестовые задания в портфолио помогают выделиться среди других кандидатов и показать свои навыки — например, создания приложений
Портфолио — это не архив работ, а доказательство профессионализма. Если собирать все проекты подряд, клиент потеряется в потоке информации и уйдёт.
Новичкам достаточно 3–5 хороших работ. У специалистов с опытом может быть и 50 сильных проектов, в этом случае работы делят по рубрикам. К примеру, у копирайтера это могут быть лендинги, рассылки и статьи.
Работы в портфолио должны:
● Показывать мастерство специалиста. Не нужно добавлять всё подряд, особенно учебные задания, которых много у любого выпускника. Со временем уровень специалиста растёт, поэтому старые проекты нужно заменять новыми.
● Демонстрировать разные навыки. Больше шансов получить заказ, если предлагать несколько услуг и приводить пример для каждой. Работодателям удобнее нанимать сотрудников, которые могут закрыть несколько задач: например, не только сверстать лендинг, но и подключить аналитику.
● Решать задачи бизнеса. Всем нужны специалисты, которые могут увеличить прибыль компании. Поэтому при составлении портфолио в него стоит включать проекты, которые принесли видимый, измеримый результат. Например, UX/UI-дизайнер может рассказать в кейсе, как новый интерфейс увеличил количество заявок с сайта.
● Соответствовать аудитории. Бывает, в портфолио добавляют вымышленные проекты, показывая, как можно было бы выполнить какую-то задачу. Например, дизайнер-новичок делает лендинг для абстрактного крупного банка. Но в итоге к начинающему дизайнеру скорее обратятся представители малого бизнеса, поэтому логичнее будет добавить в портфолио сайт кондитерской или магазина украшений ручной работы.
● Взять согласие на размещение. Прежде чем добавить проект в портфолио, нужно согласовать это с клиентом. Если специалист подписал соглашение о конфиденциальности (NDA) или клиент против, можно предложить описание кейса без упоминания бренда.
Портфолио не делают один раз на всю жизнь, оно растёт вместе с экспертностью его владельца, и список проектов нужно менять в зависимости от требований в вакансии.
Желательно в портфолио не только иметь проекты для требований конкретной вакансии, но и поднять их выше, чтобы рекрутер сразу обратил внимание. Профиль на GitHub выпускника курса «Веб-разработчик» Владимира Пустякова
Виктория Игнатенко
Новички часто прячут свои проекты, потому что стесняются и хотят довести их до совершенства. Но никто не ожидает от них идеального результата. Главное, чтобы можно было посмотреть и понять, как специалист думает и работает.
Нет строгих правил, как оформить портфолио для поиска работы. Главное, чтобы его было удобно просматривать. Вот какие разделы обычно выделяют в документе:
● Обложка. Цель первой страницы — привлечь внимание и дать полезные сведения. Специалист пишет имя, фамилию и направление работы.
● Информация о себе. Указывают образование, опыт и навыки. В рассказе полезно ответить на потенциальные вопросы работодателя. Например, написать, в каком часовом поясе работает специалист или какие берёт задачи.
Дизайнер указал опыт работы, специализацию и пользу, которую получит заказчик от сотрудничества
● Фотография. Нужно выбрать снимок хорошего качества, где человек выглядит приветливо и естественно.
● Примеры работ. К каждому примеру добавляют описание. Для работодателя оно важнее, чем ссылка на сайт проекта или иллюстрация. Прописывают:
— задачу;
— сроки;
— применённые технологии;
— трудности;
— результат.
Описание проекта из портфолио редактора. По ссылке можно перейти к опубликованной работе
● Отзывы. Хорошо, если к проекту есть отзыв клиента, но не короткое «спасибо, всё понравилось», а описание проблемы и результата. Чтобы получить такой отзыв, можно попросить заказчика ответить на несколько вопросов:
— Почему вы выбрали меня в качестве исполнителя?
— Какой результат вы получили?
— Что понравилось в моей работе, а что можно улучшить?
Рядом с отзывом указывают имя клиента, должность и название компании. Желательно добавить фотографию и ссылку на профиль в соцсети.
● Призыв к действию. Можно предложить связаться со специалистом, записаться на бесплатную консультацию, получить скидку на первый заказ.
Иногда на сайте-визитке призыв к действию пишут под каждой услугой. Заказчик не тратит время на поиск контактов, достаточно нажать на кнопку
● Контакты. Чем больше вариантов для связи в портфолио, тем лучше. Обычно указывают номер телефона, мессенджеры, ссылки на соцсети, почту.
Работодателям удобнее, когда контакты оформлены как блок с гиперссылками. Например, после клика по иконке можно сразу перейти в телеграм.
1. Соцсети. Примеры работ или ссылку на портфолио можно разместить вконтакте, тенчате и других площадках. Это бесплатно и помогает охватить большую аудиторию, особенно если писать тематические посты и использовать другие способы продвижения страницы. При выборе соцсети учитывают, где проводят время потенциальные клиенты, а также уровень навыков специалиста.
Если к каждому проекту есть объёмное описание, портфолио можно оформить как сборник статей. Источник: ВКонтакте
Виктория Игнатенко
Веб-разработчикам обычно достаточно простого сайта-визитки. Если хочется показать, чему научились, то можно добавить админку, обработчик форм и подключение к базам данным. Лучше использовать те инструменты, которые освоили на курсах, например React или TypeScript.
Экран сайта выпускника курса «Веб-разработчик» Игоря Степанова. Нет ярких деталей, которые отвлекают внимание от текста, подробно описаны навыки
Tilda подходит практически всем специалистам и не требует навыков программирования, а для портфолио есть готовые шаблоны.
3. Биржи фриланса. На площадках клиенты выкладывают задания, а исполнители откликаются и выполняют их. Можно зарегистрироваться и прикрепить к аккаунту портфолио. Новичкам лучше начинать с бесплатного аккаунта, а когда портфолио станет больше, покупать подписку и «охотиться» на крупных заказчиков. Вот несколько бирж:
● Fl.ru — в портфолио указывают раздел, например «логотипы» или «брендбуки», затем добавляют файлы или ссылки с описанием работы. С Behance материалы загружаются автоматически. Стоимость платного аккаунта зависит от специализации, минимальная — от 1023 рублей в месяц.
● Weblancer — также выбирают рубрику, например «HTML-вёрстка»,
и загружают ролики, изображения или тексты. Если работы выполнены для заказчиков с Weblancer, они видны только пользователям биржи. Стоимость тарифа зависит от вида услуг, минимальная — от 1 доллара в месяц.
● Хабр Фриланс — можно разместить кейсы на сайте или вставить в профиль ссылку на своё портфолио, например в Notion. Стоимость платного аккаунта для любого специалиста —1200 рублей в месяц.
Портфолио подтверждает рассказ специалиста о своих навыках. Если он написал о трёх годах работы, но выложил всего два проекта, это может вызвать недоверие заказчиков. Источник: Хабр Фриланс
Портфолио может выглядеть как угодно, но если использовать специальные сервисы, то можно привлечь больше работодателей, получить обратную связь от коллег и улучшить навыки самопрезентации. Разберём бесплатные площадки для разных специалистов.
GitHub — это платформа для хранения кода, совместной разработки, а также соцсеть для программистов. В профиле указывают:
● личные данные;
● статус;
● резюме;
● технологический стек;
● шесть лучших проектов с описанием и ссылками.
В профиле выпускника курса «Веб-разработчик» указаны локация, навыки, статистика сервиса с задачами. Он заполнил профиль на английском, так как планирует работать в международной компании
На платформе можно разместить свой сайт-визитку или показать отдельные работы. В описании проекта указывают, какую проблему он решает, стек, инструкцию по установке, системные требования и документацию. Любой проект должен выполнять заявленные функции и быстро загружаться в браузерах.
Работодатель оценивает не только технические навыки, но и способность работать в команде. Комментарии к коду и документация в портфолио должны быть понятны любому разработчику.
Behance — сайт для представителей творческих профессий. Здесь выкладывают личные проекты и командные работы с указанием всех участников. Как оформить портфолио, выбирает специалист, но, чтобы аккаунт не затерялся среди множества других, желательно:
● соблюдать длину портфолио в 16 000 пикселей;
● показывать не только результат, но и промежуточные этапы;
● делать выдуманные работы для крупных брендов;
● комментировать кейсы других пользователей.
На Behance можно увидеть количество просмотров. Чтобы продвинуть кейс, ссылки на него публикуют на других площадках, например на Dribbble, или в соцсетях
Dribbble — ещё один сайт для дизайнеров, иллюстраторов или 3D-визуализаторов. Для публикации работы достаточно части проекта, например макета сайта, на площадке это называется «шот» (от англ. shot). Если купить Pro-аккаунт за 30 долларов в год, можно добавлять в портфолио видеоролики, публиковать несколько изображений в одном шоте и продавать работы во встроенном магазине.
Шот — иллюстрация для футболки из коллекции Ирины Губановой. На Dribbble для описания проекта хватит одного изображения, поэтому портфолио можно собрать быстро
Виктория Игнатенко
Кажется, что делать портфолио сложно и долго: нужно выбирать работы, регистрироваться на площадках. Студенты часто думают, что ничего не получится. Но на практике всё проще ― для начала достаточно нескольких проектов, а усилия окупятся. Портфолио может стать решающим фактором при устройстве на работу мечты.
Читать также: