Карьера  •  30 января  2023  •  5 мин чтения

Как сделать портфолио, которое поможет находить заказчиков и получать работу

Портфолио — не просто сборник работ. С его помощью можно найти клиентов или получить работу мечты. Рассказываем, как сделать портфолио и избежать типичных ошибок.
Получите навык составления резюме за 5 часов
Разберёте примеры и шаблоны резюме, узнаете, на что обращают внимание рекрутеры. Создадите эффектное резюме и поймёте, как его продвигать.

Что такое портфолио

Портфолио (от итал. portafoglio — «портфель») — это список работ или проектов, которые выполнил специалист. Например, у дизайнера в портфолио будут брендбуки и фирменные стили для компаний, у веб-разработчика — сайты и приложения.

Рекрутер смотрит портфолио, чтобы оценить, что умеет кандидат. Чем оно привлекательнее, тем больше предложений можно получить.

Отличия портфолио от резюме

Эти документы часто путают. Они оба нужны для трудоустройства и рассказывают о специалисте, но по-разному.

Резюме можно сравнить с анкетой, в нём указывают желаемую должность, образование, перечисляют места работы, навыки и достижения. Его цель — заинтересовать рекрутера, чтобы он посмотрел остальные документы или пригласил на собеседование.

Выпускница курса «IT-рекрутер» разбила текст резюме на блоки и выделила заголовки. Так HR-специалист сможет быстро найти нужную информацию

Портфолио подтверждает примерами навыки из резюме. Например, интернет-маркетолог в резюме указывает период работы в компании и обязанности. А в портфолио — проекты, которые отражают его успехи за это время: рекламные кампании, которые принесли нужные лиды, воронки с высокой конверсией.

Детали, которые раскрывают в каждом примере:

● задача;
● инструменты, которые помогли её решить;
● сложности, которые возникли в процессе;
● результат, желательно в цифрах.

Объём портфолио зависит от опыта специалиста: чем дольше он в отрасли, тем больше хороших работ.

Портфолио веб-разработчика со стажем более 10 лет. Лучше показывать примеры работ так, как они используются. Например, приложения — в мокапе телефона, а сайты — на экране компьютера

Кому и зачем нужно портфолио для работы

Портфолио для приёма на работу пригодится не только людям творческих профессий, например дизайнерам или копирайтерам. Оно нужно и другим специалистам:

● маркетологам;
● проджект-менеджерам;
● аналитикам;
● специалистам по Data Science;
● разработчикам.

Специалистам, которые занимаются эксплуатацией и мониторингом, то есть системным администраторам, DevOps-инженерам, тестировщикам, сложнее представить проекты. Руководителю нужно оценить найденные дефекты и работу по их устранению, а это трудно сделать, когда продукт не знаком. Поэтому эти специалисты основную информацию выносят в резюме: указывают проекты, примерный размер сервисов на поддержке и список применяемых технологий.

В остальных случаях собирают портфолио, которое помогает не только получить работу, но и решить другие задачи:

Сэкономить время. Специалист может откликнуться на большее количество вакансий, а на грамотно составленное портфолио с отличными кейсами рекрутеры и заказчики придут сами.

Выбрать подходящие проекты. Работодатели в первую очередь обращают внимание на примеры, близкие к их задачам. Поэтому лучше размещать в портфолио те проекты, над которыми нравится работать.

Помочь с самопрезентацией. Некоторые соискатели боятся рассказать о себе, из-за чего могут не получить должность, даже если владеют нужными навыками. Примеры работ позволяют пропустить или сократить этот этап.

Увеличить чек. Хорошие кейсы в портфолио послужат основанием для увеличения зарплаты, а фрилансерам помогут создать поток заявок от заказчиков, из которых можно выбрать самые выгодные предложения.

Расти в профессии. Когда специалист описывает проект для портфолио, то рассказывает, как добился результата, что помогает тренировать софтскилы.

Типы портфолио

Как будет выглядеть портфолио для поиска работы, зависит от специализации и того, где пройдёт собеседование. Есть два варианта оформления:

Печатное портфолио — папка с примерами работ. На титульном листе указывают Ф. И. О. и профессию, дальше располагают проекты, которые отсортированы по темам. Квалификацию подтверждают дипломами и отзывами клиентов.

Такое портфолио подходит для личных встреч с работодателем, например, в офисе или кафе. Но в последнее время его почти не используют: проще взять с собой ноутбук, чем распечатывать работы. Для программистов оно и вовсе бесполезно — нельзя оценить код по скриншотам сайта.

Цифровое портфолио — это база с работами в электронном виде, её размещают в соцсетях, на личном сайте или специальных платформах, например GitHub или Behance. Ссылку отправляют работодателю или используют для пассивного поиска клиентов. Электронное портфолио легко обновить: достаточно удалить лишние работы и загрузить новые.

Вариант подходит диджитал-специалистам, особенно тем, кто планирует работать удалённо. У цифрового портфолио есть и минусы, основной — возможность плагиата. Чтобы примеры не присвоили себе мошенники, можно накладывать на изображения водяные знаки или размещать работы на площадках, где указывают автора.

Как создать портфолио для устройства на работу

Чтобы собрать портфолио, нужно выбрать проекты, составить к ним описание, подобрать иллюстрации и загрузить на несколько площадок.

Обычно проблемы у начинающих специалистов возникают на первом этапе — им не хватает работ для электронного портфолио.

Виктория Игнатенко

Все портфолио новичков похожи — это боль, о которой часто говорят работодатели. Учебные проекты однотипны, они проверены ревьюерами, и ошибок нет, из-за этого сложно оценить уровень специалиста.

Поэтому, чтобы показать свои навыки, нужно сделать что-то дополнительно. Идеи можно брать из повседневной жизни: например, доставка вкусных осетинских пирогов на районе, у которой нет площадки в интернете. Если прийти к локальному бизнесу и предложить сделать бесплатно сайт или дизайн, мало кто откажет.

В портфолио добавляют тестовые задания, работы с хакатонов или конкурсов, даже если они не заняли призовые места. Вариант для разработчиков — добавить pet-проекты. Необязательно делать что-то сложное, достаточно коротенькой игры или планировщика задач.

Сайт выпускника курса «Веб-разработчик» Дмитрия Калугина. Тестовые задания в портфолио помогают выделиться среди других кандидатов и показать свои навыки — например, создания приложений

Какие работы добавить в портфолио

Портфолио — это не архив работ, а доказательство профессионализма. Если собирать все проекты подряд, клиент потеряется в потоке информации и уйдёт.

Новичкам достаточно 3–5 хороших работ. У специалистов с опытом может быть и 50 сильных проектов, в этом случае работы делят по рубрикам. К примеру, у копирайтера это могут быть лендинги, рассылки и статьи.

Работы в портфолио должны:

Показывать мастерство специалиста. Не нужно добавлять всё подряд, особенно учебные задания, которых много у любого выпускника. Со временем уровень специалиста растёт, поэтому старые проекты нужно заменять новыми.

Демонстрировать разные навыки. Больше шансов получить заказ, если предлагать несколько услуг и приводить пример для каждой. Работодателям удобнее нанимать сотрудников, которые могут закрыть несколько задач: например, не только сверстать лендинг, но и подключить аналитику.

Решать задачи бизнеса. Всем нужны специалисты, которые могут увеличить прибыль компании. Поэтому при составлении портфолио в него стоит включать проекты, которые принесли видимый, измеримый результат. Например, UX/UI-дизайнер может рассказать в кейсе, как новый интерфейс увеличил количество заявок с сайта.

Соответствовать аудитории. Бывает, в портфолио добавляют вымышленные проекты, показывая, как можно было бы выполнить какую-то задачу. Например, дизайнер-новичок делает лендинг для абстрактного крупного банка. Но в итоге к начинающему дизайнеру скорее обратятся представители малого бизнеса, поэтому логичнее будет добавить в портфолио сайт кондитерской или магазина украшений ручной работы.

Взять согласие на размещение. Прежде чем добавить проект в портфолио, нужно согласовать это с клиентом. Если специалист подписал соглашение о конфиденциальности (NDA) или клиент против, можно предложить описание кейса без упоминания бренда.

Портфолио не делают один раз на всю жизнь, оно растёт вместе с экспертностью его владельца, и список проектов нужно менять в зависимости от требований в вакансии.

Желательно в портфолио не только иметь проекты для требований конкретной вакансии, но и поднять их выше, чтобы рекрутер сразу обратил внимание. Профиль на GitHub выпускника курса «Веб-разработчик» Владимира Пустякова

Виктория Игнатенко
Новички часто прячут свои проекты, потому что стесняются и хотят довести их до совершенства. Но никто не ожидает от них идеального результата. Главное, чтобы можно было посмотреть и понять, как специалист думает и работает.

Оформление портфолио

Нет строгих правил, как оформить портфолио для поиска работы. Главное, чтобы его было удобно просматривать. Вот какие разделы обычно выделяют в документе:

Обложка. Цель первой страницы — привлечь внимание и дать полезные сведения. Специалист пишет имя, фамилию и направление работы.

Информация о себе. Указывают образование, опыт и навыки. В рассказе полезно ответить на потенциальные вопросы работодателя. Например, написать, в каком часовом поясе работает специалист или какие берёт задачи.

Дизайнер указал опыт работы, специализацию и пользу, которую получит заказчик от сотрудничества

Фотография. Нужно выбрать снимок хорошего качества, где человек выглядит приветливо и естественно.

Примеры работ. К каждому примеру добавляют описание. Для работодателя оно важнее, чем ссылка на сайт проекта или иллюстрация. Прописывают:

— задачу;
— сроки;
— применённые технологии;
— трудности;
— результат.

Описание проекта из портфолио редактора. По ссылке можно перейти к опубликованной работе

Отзывы. Хорошо, если к проекту есть отзыв клиента, но не короткое «спасибо, всё понравилось», а описание проблемы и результата. Чтобы получить такой отзыв, можно попросить заказчика ответить на несколько вопросов:

— Почему вы выбрали меня в качестве исполнителя?
— Какой результат вы получили?
— Что понравилось в моей работе, а что можно улучшить?

Рядом с отзывом указывают имя клиента, должность и название компании. Желательно добавить фотографию и ссылку на профиль в соцсети.

Призыв к действию. Можно предложить связаться со специалистом, записаться на бесплатную консультацию, получить скидку на первый заказ.

Иногда на сайте-визитке призыв к действию пишут под каждой услугой. Заказчик не тратит время на поиск контактов, достаточно нажать на кнопку

Контакты. Чем больше вариантов для связи в портфолио, тем лучше. Обычно указывают номер телефона, мессенджеры, ссылки на соцсети, почту.

Работодателям удобнее, когда контакты оформлены как блок с гиперссылками. Например, после клика по иконке можно сразу перейти в телеграм.

Где разместить портфолио

Создать портфолио для работы — полдела, важно его выложить в правильном месте. От выбора площадки зависит, найдёт ли заказчик специалиста. Лучше использовать несколько вариантов:

1. Соцсети. Примеры работ или ссылку на портфолио можно разместить вконтакте, тенчате и других площадках. Это бесплатно и помогает охватить большую аудиторию, особенно если писать тематические посты и использовать другие способы продвижения страницы. При выборе соцсети учитывают, где проводят время потенциальные клиенты, а также уровень навыков специалиста.

Если к каждому проекту есть объёмное описание, портфолио можно оформить как сборник статей. Источник: ВКонтакте

2. Личный сайт. Разработчики могут сделать ресурс самостоятельно, остальные специалисты — воспользоваться конструкторами, например Tilda или WordPress.

Виктория Игнатенко
Веб-разработчикам обычно достаточно простого сайта-визитки. Если хочется показать, чему научились, то можно добавить админку, обработчик форм и подключение к базам данным. Лучше использовать те инструменты, которые освоили на курсах, например React или TypeScript.

Экран сайта выпускника курса «Веб-разработчик» Игоря Степанова. Нет ярких деталей, которые отвлекают внимание от текста, подробно описаны навыки

Tilda подходит практически всем специалистам и не требует навыков программирования, а для портфолио есть готовые шаблоны.

Если сделать отличное портфолио, можно попасть в подборку #madeontilda, получить много просмотров и заказы

3. Биржи фриланса. На площадках клиенты выкладывают задания, а исполнители откликаются и выполняют их. Можно зарегистрироваться и прикрепить к аккаунту портфолио. Новичкам лучше начинать с бесплатного аккаунта, а когда портфолио станет больше, покупать подписку и «охотиться» на крупных заказчиков. Вот несколько бирж:

Fl.ru — в портфолио указывают раздел, например «логотипы» или «брендбуки», затем добавляют файлы или ссылки с описанием работы. С Behance материалы загружаются автоматически. Стоимость платного аккаунта зависит от специализации, минимальная — от 1023 рублей в месяц.

Weblancer — также выбирают рубрику, например «HTML-вёрстка»,
и загружают ролики, изображения или тексты. Если работы выполнены для заказчиков с Weblancer, они видны только пользователям биржи. Стоимость тарифа зависит от вида услуг, минимальная — от 1 доллара в месяц.

Хабр Фриланс — можно разместить кейсы на сайте или вставить в профиль ссылку на своё портфолио, например в Notion. Стоимость платного аккаунта для любого специалиста —1200 рублей в месяц.

Портфолио подтверждает рассказ специалиста о своих навыках. Если он написал о трёх годах работы, но выложил всего два проекта, это может вызвать недоверие заказчиков. Источник: Хабр Фриланс

Сервисы для создания портфолио

Портфолио может выглядеть как угодно, но если использовать специальные сервисы, то можно привлечь больше работодателей, получить обратную связь от коллег и улучшить навыки самопрезентации. Разберём бесплатные площадки для разных специалистов.

GitHub — это платформа для хранения кода, совместной разработки, а также соцсеть для программистов. В профиле указывают:
● личные данные;
● статус;
● резюме;
● технологический стек;
● шесть лучших проектов с описанием и ссылками.

В профиле выпускника курса «Веб-разработчик» указаны локация, навыки, статистика сервиса с задачами. Он заполнил профиль на английском, так как планирует работать в международной компании

На платформе можно разместить свой сайт-визитку или показать отдельные работы. В описании проекта указывают, какую проблему он решает, стек, инструкцию по установке, системные требования и документацию. Любой проект должен выполнять заявленные функции и быстро загружаться в браузерах.

Работодатель оценивает не только технические навыки, но и способность работать в команде. Комментарии к коду и документация в портфолио должны быть понятны любому разработчику.

Материал по теме:
Что такое GitHub и как он работает
текст

Behance — сайт для представителей творческих профессий. Здесь выкладывают личные проекты и командные работы с указанием всех участников. Как оформить портфолио, выбирает специалист, но, чтобы аккаунт не затерялся среди множества других, желательно:

● соблюдать длину портфолио в 16 000 пикселей;
● показывать не только результат, но и промежуточные этапы;
● делать выдуманные работы для крупных брендов;
● комментировать кейсы других пользователей.

На Behance можно увидеть количество просмотров. Чтобы продвинуть кейс, ссылки на него публикуют на других площадках, например на Dribbble, или в соцсетях

Dribbble — ещё один сайт для дизайнеров, иллюстраторов или 3D-визуализаторов. Для публикации работы достаточно части проекта, например макета сайта, на площадке это называется «шот» (от англ. shot). Если купить Pro-аккаунт за 30 долларов в год, можно добавлять в портфолио видеоролики, публиковать несколько изображений в одном шоте и продавать работы во встроенном магазине.

Шот — иллюстрация для футболки из коллекции Ирины Губановой. На Dribbble для описания проекта хватит одного изображения, поэтому портфолио можно собрать быстро

Совет эксперта

Виктория Игнатенко
Кажется, что делать портфолио сложно и долго: нужно выбирать работы, регистрироваться на площадках. Студенты часто думают, что ничего не получится. Но на практике всё проще ― для начала достаточно нескольких проектов, а усилия окупятся. Портфолио может стать решающим фактором при устройстве на работу мечты.

Статью подготовили:

Виктория Игнатенко
Яндекс Практикум
Куратор программы акселерации веб-факультета
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Mon Sep 30 2024 18:44:54 GMT+0300 (Moscow Standard Time)