Карьера • 18 сентября 2023 • 5 мин чтения

Смежная профессия: как расширить профессиональные возможности

Если работать по специальности больше не интересно — упала продуктивность и наступило выгорание, можно перейти в смежную профессию. Делимся советами экспертов, как это сделать.

Что такое смежная профессия

Смежная профессия — это специальность, которая складывается из знаний по текущей профессии и новых компетенций. Смежные профессии имеют много общего, но отличаются задачами и инструментами.

Например, Анна пять лет подбирала кадры для ретейла и устала от поездок в офис и однотипных вакансий. Менять сферу не захотела ― ей нравится общаться с людьми. Поэтому Анна изучила стек и обязанности IT-специалистов и устроилась удалённо IT-рекрутером.

Елена Соколова, карьерный консультант в менеджменте и IT
Если человек освоил смежную профессию, он остаётся в привычной сфере, но может выполнять обязанности, которые подходят ему по складу характера, интересам. Он меньше переживает, чем при кардинальном переходе, когда новое всё — от задач до слэнга. Опыт помогает быстрее включаться в работу, предлагать свежие идеи и приносить больше пользы бизнесу.

Бывает, специалиста не устраивает работа, но ему сложно определиться: перейти в смежную профессию или сменить вид деятельности. Узнать свои способности и интересы, а затем сделать выбор поможет бесплатный тест МГУ.

Бесплатный тест на профориентацию

Тестирование разработано специалистами в области образования. Вы получите подробный анализ ответов: как и с чем вам больше нравится работать, какие области и профессия вам подойдет.

В чём разница между смежными профессиями и повышением квалификации

Основное отличие — в содержании обучения: когда специалист повышает квалификацию, он получает углублённые знания по основной профессии, а когда осваивает смежную профессию — получает навыки, которые дополняют уже имеющуюся базу, а также позволяют работать по новой специальности.

Если ручной тестировщик проходит курс по автоматизации тестирования — он повышает квалификацию. Если же он захочет развиваться в программировании и пройдёт курс «Python-разработчик», это уже будет освоение смежной профессии.

Переход в смежную профессию займёт больше времени, чем повышение квалификации, но и плюсов будет больше, например, можно выбрать более востребованную специальность

Обзор современных смежных профессий

Развитие информационных технологий приводит к повышенному спросу на специалистов в IT-сфере. Рассмотрим смежные профессии в трёх её направлениях: программировании, маркетинге и дизайне.

Программирование

Как говорят разработчики, трудно выучить первый язык, а научиться писать код на втором можно за полчаса. В направлении растут и в глубину, и в ширину — в смежные позиции, вот три из них:

1. Тестировщик

Проверяет, насколько корректно работает программа или сервис: может ли выдержать наплыв пользователей, все ли функции исправны, нет ли багов. Затем пишет отчёты, по которым разработчики дорабатывают продукт. Тестировщику потребуется усидчивость и привычка к монотонному труду

Егор Турнаев, руководитель отдела разработки компании Chat2Desk
Тестирование — лёгкий способ войти в IT. Затем многие переходят в разработку: это рост в навыках и зарплате, больше проектов для трудоустройства. При выборе направления логично отталкиваться от языка: если использовал Python — пойти в бекенд, если JavaScript — в фронтенд. Специалист тестирует систему в комплексе, может заинтересоваться и фулстек-разработкой. Потребуется глубже изучить языки, разобраться в фреймворках, алгоритмах, ООП.

2. Фулстек-разработчик

Может создать сайт с нуля: от его внешнего вида — фронтенда до внутренней части — бэкенда. Он заменяет двух работников, но и знать придётся в два раза больше. Надо быть готовым к тому, что из-за широкого круга обязанностей глубоко погрузиться в одну технологию не хватит времени. Фулстек-разработчики особенно востребованы в небольших компаниях.

3. DevOps-инженер

Чтобы сделать программу, а затем обеспечить её работу, нужны разработчики, тестировщики, системные администраторы. DevOps-инженер объединяет участников, строит единую инфраструктуру, автоматизирует процессы. Войти с нуля не получится, потребуется много знаний — чаще в DevOps переходят сисадмины и разработчики.

Егор Турнаев
Если программист понимает, что ему интересно работать с инфраструктурой и спасать проекты во время аварий — он может мигрировать в DevOps. Бэкграунд разработчика играет большую роль: таким специалистам платят больше.
Маркетинг

Специалисты из сферы маркетинга занимаются продвижением компании и её продукта на рынке: для этого пользуются большим количеством инструментов. Поэтому и перечень смежных профессий для них большой:

1. Бренд-менеджер

Создаёт образ бренда и продвигает его: пишет стратегии, запускает рекламные и PR-кампании, анализирует результаты. В бренд-менеджеры часто переходят специалисты из сферы продаж или интернет-маркетинга.

Дмитрий Драбкин, директор по маркетингу Bnovo, ревьюер
В маркетинге много математики и аналитики, это подходит не всем. Если специалист понимает: таблицы в Excel и медиапланы — это не его, он может уйти в брендинг: там меньше метрик, которые можно оцифровать, и больше работы со смыслами. Маркетологи знают, как работает бренд, уже составляли стратегии и проводили исследования.

2. Трафик-менеджер

Запускает рекламные кампании. Цель — уложиться в бюджет и выполнить план по привлечению клиентов. Для этого трафик-менеджер изучает продукт и целевую аудиторию, следит за ходом кампаний и распределяет деньги между эффективными каналами и объявлениями. Профессия подойдёт тем, кто не боится ошибаться и экспериментировать.

Дмитрий Драбкин
Начинают с трафик-менеджера, но можно пойти на курс по интернет-маркетингу, чтобы глубже познакомиться с различными инструментами: аналитикой, брендом, рекламой. Так больше возможностей для выбора специализации и трудоустройства. Например, когда ищут интернет-маркетолога, часто имеют в виду трафик-менеджера — компаниям нужен специалист, который будет запускать контекстную и таргетированную рекламу и решать несколько маркетинговых задач.

3. Контент-маркетолог

Организует производство контента в компании: статей, вебинаров и роликов. Главное — создавать материалы, которые понравятся пользователям и приведут их к покупке. Контент-маркетолог должен разбираться в трендах и уметь писать тексты. Поэтому в эту профессию переходят не только маркетологи, но и редакторы или продюсеры.

Дизайн

Направлений в дизайне много, можно создавать визуал самых разных продуктов: от чат-ботов и мобильных приложений до схем метро. А если специальность наскучит, есть варианты на замену, вот три из них:

1. Веб-дизайнер

Разрабатывает дизайн сайтов и приложений: продумывает структуру ресурса, навигацию между страницами, делает макеты и готовит их к вёрстке. Веб-дизайнер работает на стыке творчества и IT, взаимодействует с другими разработчиками. Ему нужен не только художественный вкус, но и техническое мышление.

2. Графический дизайнер

Отвечает за визуальную часть бренда: разрабатывает фирменный стиль компании, логотипы, создаёт мерч и упаковку продуктов. Цель — с помощью образов передать идеи и мотивировать людей на определённые действия. Сфера широкая, подойдёт тем, кто любит «искать себя», решать самые разные задачи.

Материал по теме:

Графический дизайнер: чем занимается,
какие навыки нужны и как им стать

3. UI/UX-дизайнер

Создаёт интерфейсы для сайтов и мобильных приложений: продумывает меню, расположение и размер кнопок. Его задача — сделать ресурс удобным для пользователя. Для этого он проводит исследования и продумывает путь клиента. UI/UX-дизайнеру пригодятся аналитический склад ума и понимание психологии других людей.

Алевтина Гринмирис, графический дизайнер, ревьюер
В дизайне смежно всё, что входит в рамки цифрового дизайна: переходят из веба в графический, находят себя в создании айдентики, из графического в UX/UI, когда хочется чего-то более структурированного и понятного. Это не карьерный рост, а расширение экспертизы и проба нового. База везде одна — основы композиции, типографики и колористики, софтскилы для общения и защиты решений, насмотренность и понимание трендов. А изучить необходимые инструменты можно за пару месяцев.

Как освоить смежную профессию

Вначале нужно определиться со специальностью. Если есть сомнения, лучше пройти профориентацию, проконсультироваться с hr-специалистом или поговорить с людьми, которые давно работают в выбранном направлении. Затем переходят к обучению. Вот три основных способа получить смежную профессию:

Самостоятельно

С помощью статей, книг, видеоуроков. Для практики можно брать подходящие проекты на текущей работе или биржах фриланса. Чтобы обучение было продуктивным, стоит составить план занятий и при выборе тем ориентироваться на требования вакансий.

✅Можно заниматься бесплатно и в своём темпе.

❌Есть риск изучить устаревший или недостоверный материал. А ещё без поддержки легко потерять мотивацию к обучению.

С помощью наставника

Иногда наставника дают на рабочем месте, эту роль играет руководитель или опытный сотрудник. Можно найти учителя на тематических форумах, сайтах Getmentor, Эйч и даже среди знакомых. Он поделится знаниями и объяснит сложные моменты.

✅Индивидуальный подход к занятиям.

❌Скорее всего, наставника придётся искать самостоятельно и оплачивать его услуги.

На курсах

Обучение на курсах занимает от нескольких месяцев до пары лет. Обычно теория закрепляется практикой, поэтому выпускники получают не только документ об окончании курсов, но и портфолио с проектами. В некоторых школах даже помогают с трудоустройством.

✅Актуальная информация, много практики, есть проверка заданий, поддержка наставников и сообщество студентов.

❌За курсы нужно платить, а также соблюдать дедлайны и сдавать задания в срок.

Советы экспертов

Елена Соколова
Со временем интересы и уровень профессионализма могут меняться. Переход в смежную деятельность — это способ изменить карьерный путь без потери опыта. Главное — совершать переходы не на эмоциях, а обдуманно, с заботой о себе и окружающих. Для этого раз в полгода проводить проверку своих навыков и интересов. Поможет обратная связь от коллег, самоанализ. Важно планировать обучение в теории и на практике — знания хороши, но именно их применение в жизни позволяет достичь новых карьерных вершин.
Дмитрий Драбкин
Возможностей много, в IT есть смежные специальности, которые на первый взгляд не связаны друг с другом. Например, многие маркетологи идут в аналитику данных — прокачивают навыки работы с языками программирования, системами визуализации данных. Это помогает оптимизировать работу и принимать более взвешенные решения. Самые крутые эксперты складываются именно на стыке разных профессий.
Статью подготовили:
Яндекс Практикум
Ревьюер на курсах «Графический дизайнер», «Коммуникационный дизайнер», «Коммерческий иллюстратор», графический дизайнер
Дмитрий Драбкин
Яндекс Практикум
Ревьюер на курсе
«Интернет-маркетолог», директор по маркетингу Bnovo
Елена Соколова
Яндекс Практикум
Ex-продакт-менеджер Карьерного трека курса «IT‑рекрутер», карьерный консультант, автор телеграм-канала Первый в поиске
Егор Турнаев
Компания Chat2Desk
Руководитель отдела разработки
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Thu Oct 03 2024 20:35:34 GMT+0300 (Moscow Standard Time)