Аналитик собирает, обрабатывает и анализирует данные, извлекает информацию, на основе которой можно принимать обоснованные решения.
Обязанности аналитика зависят от области, в которой он работает, но есть задачи, общие для всех аналитиков:
● Собирать данные из баз данных, отчетов, опросов, социальных сетей;
● Обрабатывать данные ― очищать их от ошибок, дублей и пустых значений, чтобы они стали более читаемыми и понятными для анализа.
● Анализировать данные с помощью различных методов и инструментов, например, статистических методов, аналитических пакетов и программ.
● Визуализировать данные с помощью графиков и диаграмм, чтобы сделать их более понятными.
● Разрабатывать стратегии на основе результатов анализа данных.
● Отслеживать результаты реализации стратегий и корректировать их, если необходимо.
У аналитиков много специализаций — направлений работы. Они зависят от задач, которые аналитик решает в компании. Например, маркетинговый аналитик помогает строить воронки продаж и привлекать пользователей, а веб-аналитик — оптимизировать сайт.
Все направления аналитики можно разделить на две группы:
1. Аналитика данных предполагает работу со всеми данными, которые можно подсчитать, представить в виде таблиц или дашбордов. Аналитик собирает данные из CRM-систем, интернета, отчётов и с их помощью решает задачи бизнеса. Например, может рассчитать окупаемость рекламной кампании.
2. Аналитика требований включает работу с требованиями заказчиков, пользователей и систем. Специалист проводит интервью, чтобы узнать, какие задачи должен решать продукт. Составляет описание, как должны проходить бизнес-процессы или работать приложение. Например, может написать ТЗ для разработки мобильного приложения доставки еды.
Чем занимается: ищет «слабые места», строит гипотезы по их улучшению и выстраивает процессы. Работает в крупных организациях, где большая команда и бюджеты. Сфера может быть любой: IT, банки, логистика, образование.
Какие задачи решает бизнес-аналитик:
● узнаёт требования бизнеса и пользователей продукта;
● создаёт и анализирует модели процессов;
● прогнозирует, какую прибыль принесут изменения;
● проводит анализ результатов.
Например, бизнес-аналитик может предложить добавить в банковское приложение услугу по получению кредитных карт. Подсчитает, как новая функция уменьшит нагрузку на офис и позволит сэкономить на зарплате сотрудников. Затем проведёт опрос пользователей и разработает требования: опишет, какую информацию должен будет вводить клиент, сроки доставки карты, порядок проверки паспортных данных. Когда функцию внедрят, бизнес-аналитик оценит результаты и сравнит их с предполагаемыми.
Какие навыки нужны: разбираться в сфере деятельности компании, уметь общаться и доносить свою точку зрения до клиентов и команды. Из профессиональных навыков в вакансиях чаще упоминают знание SQL, Excel и BI-систем, а также методологий управления проектами Agile и Scrum, нотации построения бизнес-процессов BPMN.
Кому подойдёт специальность: людям, которые сочетают аналитический склад ума и творческий подход к решению проблем. В дальнейшем можно стать продакт- или проджект-менеджером или перейти в системные аналитики.
Чем занимается: помогает пользователям, заказчикам и разработчикам понять друг друга. Заказчик определяет, что должна делать программа. Аналитик уточняет у него проблемные моменты, изучает требования пользователей и проектирует, как будет работать это решение. Затем составляет ТЗ для разработчиков — спецификацию требований к программному обеспечению. Описывает логику работы, все возможные сценарии пользования, стадии разработки, конечный результат. Подробное ТЗ позволяет уменьшить издержки, связанные с устранением ошибок.
Какие задачи решает системный аналитик:
● разрабатывает требования к ПО;
● составляет документацию;
● сопровождает разработку и тестирование;
● презентует результат работы заказчику;
● обучает новых пользователей системы.
Какие навыки нужны: уметь проводить интервью, описывать процессы в нотации BPMN, писать запросы на SQL, делать прототипы интерфейсов. Системный аналитик хорошо знает среды документирования, форматы use case и user story, ER- и DFD-диаграммы и интеграции REST и SOAP.
Кому подойдёт специальность: людям с хорошими коммуникативными навыками и техническим мышлением. Из направления можно вырасти в архитектора IT, перейти в продакт-менеджеры или веб-разработчики.
Чем занимается: анализирует данные компании и рынка и делает выводы, на основе которых собственники бизнеса и руководители могут принимать решения.
Какие задачи решает:
● проводит исследования и А/B-тесты;
● просчитывает, какой вариант выгоднее;
● оформляет выводы в отчёты и дашборды.
Например, оператору сотовой связи нужно увеличить прибыль с уже имеющихся пользователей. Аналитик может составить список абонентов с перерасходом интернет-трафика и рассчитать выручку компании, если она переведёт пользователей на более дорогой тариф, где больше ГБ интернета. Чтобы с информацией было удобно работать, соберёт номера абонентов и все суммы в таблице в Excel.
Какие навыки нужны: уметь писать запросы к базам данных на SQL, знать Python, использовать статистические методы обработки и представлять выводы в виде понятного дашборда Tableau или DataLens.
Кому подойдёт специальность: тем, кто любит считать и работать с большим количеством информации. Профессия даёт основы, с которыми получится войти в любое направление аналитики.
Чем занимается: изучает положение дел на рынке и внутри компании, подсчитывает риски и даёт рекомендации, куда вкладывать средства. Специалисты работают в разных отраслях, но чаще всего в финансовой — банках, страховых и консалтинговых компаниях.
Какие задачи решает:
● составляет финансовые модели для компании или её отдельных проектов;
● работает с финансовыми и бухгалтерскими отчётами;
● рассчитывает стоимость компании на рынке;
● помогает в торгах и тендерах.
Какие навыки нужны: глубокие знания по экономике, управленческому, финансовому и бухучёту, насмотренность в своей отрасли. Из профессиональных навыков в вакансиях чаще упоминают умение работать в 1С и Excel, знание языков программирования SQL и Python.
Кому подойдёт специальность: тем, кого не пугает большая ответственность и монотонная работа с цифрами. Из этой должности можно вырасти до финансового директора компании.
Чем занимается: исследует метрики продукта и строит гипотезы, которые помогут их повысить. В результате сервисы становятся удобнее и приносят больше прибыли.
Специалисты этого направления аналитики востребованы во всех областях, где создают и развивают продукты, — в IT, медицине, финтехе, образовании.
Какие задачи решает:
● исследует поведение пользователей;
● проводит эксперименты и оценивает их эффективность с помощью A/B-тестов;
● строит стратегию развития продукта.
Допустим, нужно увеличить время, которое геймеры проводят в приложении. Аналитик проверяет, будут ли пользователи чаще возвращаться к игре, если показывать им пуш-уведомления, например: «Начни играть в течение 20 минут и получи в подарок золотой меч и доспехи». Если тактика работает, её внедряют в приложение.
Какие навыки нужны: хорошо ориентироваться в ситуации на рынке, уметь проводить сегментацию пользователей и когортный анализ, разбираться в основных метриках — ARPU, LTV, Retention — и понимать их взаимосвязь. Для анализа и обработки данных нужно знать инструменты: Amplitude, SQL, Power BI.
Кому подойдёт специальность: тем, кому интересно полностью погрузиться в один проект и развивать его. Направление может стать хорошей точкой входа в маркетинг или менеджмент продуктов.
Чем занимается: помогает привлечь клиентов. Оценивает потенциал различных площадок и их аудиторию, распределяет бюджеты на рекламу, оценивает средний чек с каждого канала, отслеживает количество заявок и сколько из них переходит в продажи.
Какие задачи решает:
● проводит A/B-тесты маркетинговых кампаний;
● исследует эффективность рекламных кампаний;
● собирает данные в отчёты и дашборды.
Задачей маркетингового аналитика может быть, например, сделать дашборд и свести в нём данные по рекламе мобильного приложения оператора из Яндекс Директа и рекламного кабинета вконтакте. А маркетолог уже сравнит основные метрики и выберет эффективный канал для продвижения.
Какие навыки нужны: разбираться в основных показателях бизнеса и маркетинга, работать с программами веб-аналитики: Google Analytics, Яндекс Метрикой. Уметь пользоваться сервисами для размещения рекламы: Яндекс Директ, MyTarget, инструментами обработки и визуализации данных: SQL, Power BI.
Кому подойдёт специальность: людям, которые совмещают логическое мышление и способность к творчеству. Чаще профессию осваивают те, кто работает в смежных сферах, — маркетологи и аналитики данных.
Чем занимается: собирает и анализирует информацию о посетителях сайта и их поведении, формирует гипотезы, как доработать рекламные кампании или посадочные страницы так, чтобы пользователи покупали чаще.
Какие задачи решает:
● настраивает системы сквозной аналитики;
● отслеживает результаты кампаний и поведение пользователей на сайте;
● выгружает и изучает данные;
● составляет отчёты и дашборды.
Например, интернет-магазин спортивных товаров запустил контекстную рекламу в соцсетях, потратил внушительный бюджет, но продажи выросли незначительно. Веб-аналитик выяснил, что страница каталога, на который вела реклама, долго загружается, поэтому часть пользователей уходила с сайта. Страницу оптимизировали, провели повторный анализ, и показатели изменились в лучшую сторону.
Какие навыки нужны: если данных много, то для их обработки нужно знать языки программирования — SQL, Python — и инструменты, чтобы наглядно представить выводы: Power BI, DataLens. В небольших организациях хватит умения настраивать рекламные кампании, устанавливать рекламные счётчики и разметки, например с помощью Google Tag Manager, и пользоваться сервисами веб-аналитики: Google Analytics, Яндекс Метрика.
Кому подойдёт специальность: людям с аналитическим складом ума и любовью к экспериментам. Направление проще освоить тем, кто уже имеет опыт настройки рекламных кампаний: таргетологам и контекстологам.
Чем занимается: изучает работу компании, находит трудозатратные и рутинные процессы, которые можно автоматизировать с помощью одной из программ 1С. Востребован как в госучреждениях, так и в частных компаниях различных отраслей.
Какие задачи решает:
● выявляет потребности клиента и предлагает решения 1С;
● описывает бизнес-процессы с помощью нотаций IDEF0 или BPMN;
● общается с бухгалтерами, экономистами и составляет сценарии работы;
● пишет ТЗ для разработчиков и проверяет готовый продукт;
● обучает пользователей.
Какие навыки нужны: хорошо знать типовые продукты 1С, разбираться в основах документооборота, расчёта зарплаты, управленческого учёта. Так аналитику 1С легче понять нужды клиента и представить, как адаптировать их для системы.
Кому подойдёт специальность: людям, которым нравится управление и разработка. Профессию проще освоить тем, кто уже работал с 1С: финансовым менеджерам, бухгалтерам.
Чем занимается: собирает данные для разработки продукта или анализирует, как пользователи взаимодействуют с сайтом, предлагает способы, как его улучшить.
Какие задачи решает:
● проводит исследования;
● составляет портрет целевой аудитории;
● проверяет гипотезы, проводит A/B-тесты;
● участвует в создании макетов, прототипов и документации.
Например, клиенты редко оплачивали билеты в кино в приложении. UX-аналитик созвонился с пользователями, которые вводили данные, но не купили билет. Оказалось, они не знали, что, если вовремя не оплатить заказ, его придётся оформлять заново. В интерфейс добавили напоминание: если в течение 15 минут заказ не будет оплачен, его отменят. Количество покупок выросло.
Какие навыки нужны: разбираться в дизайне и программировании, знать способы хранения данных JSON, XML, инструменты веб-аналитики, уметь работать с CJM (англ. customer journey map) и составлять карту эмпатии.
Чем занимается: собирает, анализирует данные и преобразует их в отчёты и графики, которые помогают оценить ситуацию и принять решение. Большую часть времени занимает сбор и визуализация информации, а не анализ.
Какие задачи решает:
● изучает процессы в компании;
● оформляет выводы в виде дашбордов и схем;
● разрабатывает образцы отчётов;
● обучает команду готовить данные и пользоваться ими.
Например, для сервиса такси аналитик может сделать дашборд, который показывает, как зависит количество заказов от погоды, дней недели и других показателей. На его основе будут планировать нагрузку водителей.
Какие навыки нужны: уметь обрабатывать данные с помощью SQL и Python, делать выводы и использовать BI-инструменты для их визуализации: Tableau, Power BI.
Кому подойдёт специальность: тем, кому нравится наглядно и полезно представлять информацию, BI-специалист — немного дизайнер в анализе данных.
Чем занимается: изучает огромные массивы информации, как структурированной, так и неструктурированной. В банках это транзакции, у операторов — звонки и трафик, в ретейле — посещения клиентов и покупки. На основе анализа помогает строить гипотезы, запускать и улучшать продукты.
Какие задачи решает:
● создаёт хранилища данных;
● анализирует большие данные;
● строит рекомендательные и предсказательные модели.
Например, для службы такси рассчитает время ожидания, которое нельзя превышать, чтобы заказ не отменили. А с помощью датасетов с реальными диалогами обучит голосовых роботов на замену сотрудников кол-центра.
Какие навыки нужны: профессия аналитика больших данных ближе к профессии разработчика. Нужно использовать языки программирования R и Python, работать с озёрами данных (англ. Data Lakes) и нейросетями. Знать методы статистического анализа данных и построения математических моделей.
Кому подойдёт специальность: тем, кто интересуется наукой и любит решать сложные задачи.
Артём Исакин
Перед обучением достаточно понять, что больше нравится: аналитика данных или требований, и попробовать решить разные задачи. Тогда уже будет ясно, в какую сферу стоит углубляться. Если сразу сузить выбор профессии до «хочу быть финансовым аналитиком и работать с блокчейн», будет трудно найти работу. Нужно смотреть на профессию шире, она даёт универсальные знания, которые пригодятся человеку, как бы ни менялась его карьера, например, в продуктовой или в маркетинговой аналитике.
Алексей Макаров
Чтобы получить любую специальность, нужно приложить усилия. Но если к ней есть склонность, освоить её проще. Когда человеку сложно работать с цифрами, но при этом есть талант что-то структурно описывать, больше подойдёт аналитика требований. Если нравится разбираться с таблицами в Excel — аналитика данных. Зарплата во всех направлениях примерно одинаковая. Доход зависит от компании, отрасли и опыта. Чтобы быстрее его наработать, во время обучения надо погружаться в сферу: читать кейсы, слушать рекомендации наставников, участвовать в хакатонах, делать свои пет-проекты.
Читать также: